Родственные профессии
– Корреспондент
– Редактор
– Репортёр
– Литературный критик
– Копирайтер
– Пресс-секретарь
– Советник по работе со средствами массовой информации и общественностью
– Менеджер по рекламе
Сфера профессиональной деятельности
- Информационные технологии
- Информационные услуги
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Человек» (ориентирована на общение и взаимодействие с людьми). Для журналиста необходимы умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
- «Человек – Знак» (работа со знаковой информацией, с текстами; для этого требуются интерес к работе с информацией, логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание).
- «Человек – Художественный образ» (создание художественных произведений; для этого требуются развитое воображение, художественный вкус, творческие способности, образное мышление).
- Класс профессии: творческий, поскольку она связана с творческой деятельностью, требует оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
- Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).
Описание профессии
Журналист – специалист, занимающийся сбором, обработкой и распространением актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.).
Главная цель деятельности любого журналиста – воздействовать на умы современников, формировать отношение читателей (слушателей, зрителей) к общественно значимым событиям и явлениям. Содержание деятельности разных журналистов сильно отличается в зависимости от специализации. Все же в ней можно выделить ключевые моменты. Прежде всего, журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и социальных уровней. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала. Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача. Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам журналиста относятся:
- способность концентрировать внимание;
- эмоциональная устойчивость;
- интуитивное мышление;
- коммуникативные способности;
- ораторские способности;
- умение слушать;
- аналитический склад ума;
- широкая эрудиция;
- развитое словесно-логическое мышление;
- творческие способности;
- отличное владение устной и письменной речью;
- организаторские способности.
Журналист должен обладать такими личностными качествами, как:
- внимательность;
- самостоятельность;
- инициативность;
- старательность;
- хорошая память и интуиция;
- логика;
- терпение.
Медицинские противопоказания
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
- Катаракта осложненная.
- Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз.
- Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
Требования к профессиональной подготовке
Для успешного освоения профессии журналиста необходимы фундаментальные знания по литературе, русскому языку, иностранным языкам.
Квалифицированный журналист должен знать:
- литературу классическую и современную;
- законодательство о средствах массовой информации и основы авторского права;
- хорошее знание филологии, литературоведения и иностранных языков;
- знания в области литературного редактирования;
- теорию и практику журналистики;
- основы психологии;
- методы анализа социальных и культурных процессов;
- профессиональную оргтехнику.
Квалифицированный журналист должен уметь:
- собирать и выделять важные объективные факты (из интервью, опросов, документов и других источников);
- освещать происходящие события, явления из общественной жизни;
- самостоятельно анализировать и интерпретировать происходящие явления и события;
- устанавливать контакт с любым собеседником, наблюдать за поведением и жизнью людей и разбираться в психологии людей;
- быстро переключаться с одной работы на другую;
- работать в коллективе профессионалов;
- оперативно готовить печатный материал к публикации, придавая ему определенную литературно-художественную форму, в соответствии с требованиями стиля, жанра, канонов литературы.
Область применения
Журналисты работают главным образом в сфере информационных услуг, в средствах массовой информации:
- в издательствах газет, журналов;
- на телевидении;
- в радиокомпаниях;
- в информационных агентствах;
- в рекламных агентствах;
- в пресс-центрах;
- на факультетах журналистики в вузах.
Среди журналистов встречаются и «фрилансеры». В последнее время журналисты также активно публикуются в онлайн-ресурсах.
Условия труда
У журналиста активный интеллектуальный труд и подвижный образ деятельности. Рабочий день ненормированный, в оперативном ритме, в режиме тесного взаимодействия с другими людьми. Возможны частые командировки. Журналисты работают практически везде, где можно почерпнуть интересную информацию, взять интервью: в городах и удаленных местностях, на выставках и в «горячих точках», в архивах, в воздухе, на воде и под землей. Главные средства труда журналиста: его профессиональный опыт, литературный талант и творческое мышление, а также выразительные движения, мимика, голос (чтобы вызвать доверительный контакт, расположить к себе собеседника во время интервью). Кроме того, журналист использует в своем труде профессиональные технические устройства: диктофон, микрофон, фотоаппарат, видеокамеру; обычную ручку и офисную оргтехнику. Журналист сам ставит себе цели в рамках обозначенной руководством тематики. Специальной формы для журналистов не предусмотрено.
Профессиональные риски
Профессия считается одной из самых опасных в связи с тем, что работа подчас носит непредсказуемый характер: журналисты работают при освещении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и происшествий. Стремление к объективности подачи информации затрагивает интересы многих людей, поэтому между журналистом и объектом его расследования могут возникать конфликтные ситуации.
Требуемое профессиональное образования
Получить профессию журналиста можно в образовательной организации высшего образования (специальность «Журналистика»). Так называемой «специализированной журналистикой» может заниматься специалист в любой области, обладающий грамотной письменной и устной речью и творческими способностями.
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Кемеровский государственный университет |
Карьерный рост
Возможные пути развития журналиста.
Специализация и освоение смежных областей
В рамках профессии журналиста можно участвовать в творческих конкурсах, посещать курсы повышения квалификации, осваивать все новые специальности, постепенно выполняя все более сложные и ответственные задания. Со временем каждый журналист находит свою уникальную нишу для самореализации, для приложения индивидуальных талантов. Например, впоследствии можно стать фотокорреспондентом или кинооператором, писателем, PR-менеджером, телеведущим или политическим деятелем.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии журналиста может расти по административной линии (например, стать главным редактором журнала). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер, менеджер проекта.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, человек, которому есть о чем поведать миру, может решить работать самостоятельно (например, организовать выпуск своего радиовещательного канала или Интернет-журнала). При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.