Родственные профессии

– Монтажник сельскохозяйственного оборудования

– Наладчик сельскохозяйственных машин и тракторов

– Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования

– Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Сфера профессиональной деятельности

  • Обслуживание
  • Производство

Классификация профессии

     Тип профессии по предмету труда:  основная деятельность специалиста связана с использованием   технических устройств, поэтому ее можно отнести к типу «Человек – Техника».

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия предполагает выполнение задач по образцу, с соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.

Описание профессии

Занимается эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственной техники. Ежедневно выдает рабочим задания, обеспечивает их всем необходимым (топливо, запчасти и др.) Принимает участие в планировании работ на посевной или уборочный период. Взаимодействует с медицинским контролером при выпуске механизаторов на линию. Планирует график выполнения работ, осуществляет контроль.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам техника-механика в сельском хозяйстве относятся:

– интерес к автомеханике;

– практический склад ума;

– техническое мышление;

– наблюдательность;

– способность на слух определять неисправность;

– развитый глазомер;

– умелые руки;

– физическая выносливость;

– ответственность;

– организаторские способности.

Техник-механик в сельском хозяйстве  должен обладать следующими личностными качествами:

– эмоциональная стабильность и надежность;

– исполнительность, аккуратность, систематичность в работе;

– дисциплинированность;

– терпеливость;

– ответственность за выполняемую работу;

– сознание и самоконтроль;

– упорство, настойчивость

Медицинские противопоказания

  • чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
  • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания;
  • алкоголизм, токсикомания, наркомания;
  • болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
  • злокачественные новообразования любой локализации;
  • заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;
  • гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;
  • хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
  • ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;
  • заболевания скелетно-мышечной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год;
  • варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит;
  • выраженный энтероптоз, грыжи, препятствующие работе и имеющие наклонность к ущемлению.
  • активные формы туберкулеза любой локализации;
  • осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • хронические гепатиты, циррозы печени;
  • хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени;
  • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2-3 степени;
  • нарушение функций вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм;
  • хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
  • хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ограничение поля зрения более, чем на 20° по любому из меридианов;
  • стойкое понижение слуха.

Требования к профессиональной подготовке

Техник-механик в сельском хозяйстве должен знать:

–  законы, постановления, приказы, распоряжения, решения и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам агропромышленного комплекса, производственной деятельности;

– меры и методы внедрения новейших технологий в отраслях растениеводства и животноводства;

– назначение, конструкцию, технологические процессы, параметры машин и механизмов, область их применения в сельскохозяйственном производстве;

– способы обеспечения эффективного использования техники оборудования, методику повышения их надежности;

– организационно-технические мероприятия по рациональному использованию топливно-смазочных материалов, технических жидкостей, электрической энергии, а также методы экономного использования и охраны окружающей среды;

– требования к оформлению конструкторской и технологической документации, основы экономики, основы планирования и управления сельскохозяйственным производством;

– правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

 

Техник-механик в сельском хозяйстве должен уметь:

– осуществлять  выбор и рациональное комплектование машинно-тракторных агрегатов, рациональное размещение и оснащение рабочих мест, оборудования и создавать безопасные условия работы на них;

– организовывать   и обеспечивать  безаварийную и надежную работу техники и технологического оборудования, их правильный и своевременный ремонт, подготовку планов-графиков технического обслуживания и ремонта техники, заказы на централизованное выполнение технического обслуживания и капитального ремонта, получения запасных частей, инструментов и т.п.;

– участвовать в приеме и установке нового оборудования, внедрении средств механизации в трудоемкие работы;

– контролировать качественную наладку машин, оборудования, оценивать качество и эффективность их работы;

– формировать  парк машин для хозяйств и организаций, проводить контроль качества машин, оборудования, узлов, деталей, разрабатывать и вести техническую документацию;

– использовать современную вычислительную технику и персональные компьютеры;

– анализировать  экономические показатели использования техники и оборудования, определять экономическую эффективность их использования;

– вести первичную учетную документацию, определять экономические показатели работы участка, внедрять в производство новейшие технологии в области растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, контролировать качество ремонтных работ и выявлять причины брака;

– составлять документацию на списание машин и механизмов, непригодных для использования, организовывать техническое обслуживание и ремонт техники, выполнять слесарные, диагностические и регулировочные работы;

– управлять тракторами, автомобилями и самоходными сельскохозяйственными машинами, принимать меры по предотвращению травматизма;

–  выполнять инженерные расчеты деталей машин, простых механизмов и оборудования, контролировать выполнение работниками правил и норм охраны труда,
производственной санитарии и противопожарной защиты

Область применения

– транспорт;

– промышленность;

– сельское хозяйство.

 

Условия труда

Работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно стоя, либо лежа под транспортным средством. Техник-механик использует в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты. Как правило, специалист действует самостоятельно и принимает собственные решения в рамках поставленных задач. Среди особых условий труда следует указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие детали.

 

Профессиональные риски

Наибольший риск представляет производственный травматизм: травмы в связи с падением (либо падением тяжелых предметов), травмы глаз, мускульно-скелетные травмы из-за перенапряжения при подъеме тяжелых предметов, порезы, ожоги, электрошок при работе с неисправным оборудованием. Опасность для здоровья представляет также контакт с излишним шумом, химическое воздействие (выхлопные газы, асбест, свинец, клей, растворители и т. п.) и вибрация от инструмента. Техники-механики часто передвигают тяжелые детали автомобилей и работают в неудобных позах, которые могут привести к травмам (например, разрыв диска или грыжа) и болям в спине, мешающим двигаться.

 Требуемое профессиональное образования

Профессиональные образовательные организации

Карьерный рост

Через несколько лет работы лучшие техники-механики становятся мастерами цеха. Чтобы стать профессионалом и иметь спрос на рынке труда нужно получить высшее техническое образование.