Родственные профессии
– Монтажник электрооборудования летательных аппаратов
– Слесарь-механик по ремонту авиационных приборов
– Слесарь-монтажник приборного оборудования
– Слесарь по ремонту авиадвигателей
– Слесарь по ремонту агрегатов, слесарь по ремонту летательных аппаратов
– Слесарь-сборщик авиационных приборов
– Слесарь-сборщик двигателей и агрегатов
– Слесарь-сборщик летательных аппаратов
Сфера профессиональной деятельности
Производство и обслуживание авиационной техники
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: «Человек – Техника», так как профессия ориентирована на создание, конструирование, наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический), по характеру труда профессия предполагает выполнение задач по образцу, с соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Описание профессии
Специалист, занимающийся производством и обслуживанием авиатехники – самолётов, вертолётов и т.д. В России авиатехники подразделяются на специалистов по ЛАиД (летательный аппарат и двигатель) и АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование). В военной авиации авиатехники подразделяются на специалистов по самолёту и двигателю, по авиационному вооружению, авиационному оборудованию, радиоэлектронному оборудованию. Разрабатывает специальную документацию, проектирует и собирает несложные детали и узлы технологического оборудования и оснастки самолетов, вертолетов и планеров.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
.
К профессионально важным качествам специалиста по производству и обслуживанию авиатехники относятся:
– хорошее цветовосприятие;
– способности к визуализации;
– аналитические способности;
– хорошая реакция;
– способности к высокой концентрации внимания;
– высокая скорость реакции;
– развитая моторика;
– способность к упорядочиванию информации;
– умение различать негромкие звуки по тону и высоте.
Специалист по производству и обслуживанию авиатехники должен обладать следующими личностными качествами:
– ответственность;
– внимательность;
– аккуратность;
– физическая выносливость;
– готовность к продолжительному труду;
– стрессоустойчивость;
– умение сосредотачиваться на своём деле.
Медицинские противопоказания
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
- Катаракта осложненная.
- острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ограничение поля зрения более, чем на 20° по любому из меридианов;
- стойкое понижение слуха.
- Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз.
- Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
- Нарушения функции вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм.
Требования к профессиональной подготовке
Специалист по производству и обслуживанию авиатехники должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам, регламентирующим техническое обслуживание авиационной техники;
– эксплуатационную документацию, регламенты, организацию и технологию технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
– порядок взаимодействия смены (участка, цеха) с подразделениями авиационно-технической базы и другими подразделениями авиационного предприятия;
– передовой опыт в области организации технического обслуживания авиационной техники;
– основы экономики, организации производства, труда и управления;
– основы трудового законодательства;
– правила по охране труда и пожарной безопасности.
Специалист по производству и обслуживанию авиатехники должен уметь:
– осуществлять техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;
– производить оценку технического состояния авиационной техники, средств эксплуатации различными методами и определять объем технического обслуживания в соответствии с методикой оценки состояния авиационной техники и на основе действующей эксплуатационной документации;
– проводить операции по демонтажу-монтажу электрооборудования, приборного оборудования и устранению неисправностей и повреждений авиационной техники в соответствии с технологиями разработчика;
– обеспечивать техническое обслуживание и ремонт авиационной техники и осуществлять
ведение технической и технологической документации;
– выполнять работы по контролю качества, техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в соответствии с действующими нормативными документами.
Область применения
– предприятия по производству, эксплуатации и ремонту летательных аппаратов;
– аэропорты.
Условия труда
Рабочее место: работа в помещении и на открытом воздухе. Средства деятельности: ручные и механические средства труда, включающие в себя контрольно-измерительные приборы. Режим труда: ненормированный.
Профессиональные риски
– линейное ТО (проводится на улице в условиях ограниченного времени; на работников негативно влияют погодные условия, высокий уровень шума, всегда присутствует риск быть затянутым мощным потоком воздуха в реактивный двигатель; особую зону риска представляют собой различные химические вещества, которые используют для антиобледенительных и гидравлических систем);
– базовое ТО (вещества, которые содержатся в жидкостях для снятия краски, являются токсичными и быстро распространяются по территории ангара; работа на большой высоте, неудобное положение тела, физические нагрузки).
Требуемое профессиональное образования
Необходимо иметь средне специальное образование, полученное в каком-либо авиационном училище
Карьерный рост
Наличие высшего образования позволит занять должность авиационного инженера.