Родственные профессии

– Агент по бронированию

– Администратор/портье гостиницы

– Горничная

– Консьерж

– Руководитель службы гостиничного предприятия (инженерной, приема и размещения, номерного фонда и пр.)

– Специалист по анимации и организации досуга туристов

– Специалист по обеспечению информационной поддержки туристов

– Специалист по организации и предоставлению туристских услуг

– Специалист по профессиональной уборке

Сфера профессиональной деятельности

  • Организационно-управленческая, производственно-техническая профессиональная деятельность
  • Связь
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Обеспечение безопасности

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: работа специалиста по гостеприимству  связана с общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

 

Класс профессии: исполнительский ( по характеру труда профессия специалиста по гостеприимству выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

 

Дополнительный тип профессии: «Человек – Художественный образ»

Описание профессии

Специалист по гостеприимству работает в гостиницах, туристических комплексах, домах отдыха и выполняет работы, связанные с комфортным размещением и соответствующими стандартами обслуживания посетителей в заведениях курортной, туристической и иной деятельности. В его функции входит:

– обеспечение работы по стабильному функционированию мест размещения гостей в соответствии с уровнем комфорта, стандартов;

– организация основных и вспомогательных технологических процессов предоставления услуг;

– анализ, планирование и регулирование деятельности предприятия по повышению эффективности обслуживания гостей в местах размещения;

– контроль сохранности собственности и сохранность имущества;

– анализ состояния и тенденций ценовой политики эксплуатации мест размещения для их максимального заселения;

– организация рекламных акций и продвижение преимуществ мест размещения на рынке услуг;

– реагирование на жалобы и недоразумения со стороны гостей, оперативное решение проблем;

– участие в заключение сделок с поставщиками расходных материалов, услуг и т.п.;

– контроль за соблюдением стандартов предприятия, техники безопасности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам  относятся:

– коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);

– вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);

– ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);

– умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

– способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

– хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);

– высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);

– умение слушать;

– способность управлять собой;

– хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;

– развитые организаторские способности;

– способность влиять на окружающих.

 

К личностным качествам относятся:

– креативность;

– энергичность;

– эрудированность;

– терпимость, интерес и уважение к людям;

– оригинальность, находчивость, разносторонность;

– артистизм;

– наблюдательность;

– стремление к саморазвитию;

– уверенность в себе, принимаемых решениях;

– целеустремленность, настойчивость;

– гибкость (умение гибко и быстро реагировать на разные изменения в ситуациях);

– тактичность, воспитанность;

– наличие развитой интуиции.

Медицинские противопоказания

– врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем;

– последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени;

– заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

– нарколепсия и катаплексия, эпилепсия;

– психические заболевания с тяжелыми, частыми  болезненными проявлениями;

– алкоголизм, токсикомания, наркомания;

– болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;

– злокачественные новообразования любой локализации;

– заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением;

– хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.;

– варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени;

– ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.

– хронические заболевания бронхолегочной системы с частыми обострениями (2 и более раз в год);

– тотальные дистрофические заболевания верхних дыхательных путей;

– гиперпластический ларингит;

– активные формы туберкулеза любой локализации;

– осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением;

– хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени;

– хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени;

– хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания;

– хронические аллергические заболевания органов дыхания и кожи;

– хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени;

– хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;

– заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена.

Требования к профессиональной подготовке

Специалист по гостеприимству  должен знать:
– нормативно-правовые акты, регламентирующие курортную и туристическую деятельность;
– основы культурной антропологии и этнологии;
– основы потребительского поведения гостей, коммуникационной политики, реклама, рекреационных услуг и организации работы в местах размещения;
– основы психологии, менеджмента гостиничного хозяйства и делового этикета;
– основные принципы правил риторики, этику, эстетику, основы психологии и социологии;
– правила и нормы охраны труда и противопожарной безопасности;
– основные принципы работы на компьютере, иностранный языки.

Специалист по гостеприимству  должен уметь:
–  планировать потребности в материальных ресурсах и персонале службы;
– проводить тренинги и производственный инструктаж работников службы;
– выстраивать систему стимулирования и дисциплинарной ответственности работников службы приема и размещения;
– осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль
деятельности службы питания, взаимодействие с другими службами;
– планировать и прогнозировать продажи;
– проводить обучение персонала службы бронирования и продаж приемам эффективных продаж.

Область применения

– туристические агентства и туроператорские компании;

– гостиничный и ресторанный бизнес;

– рекламные агентства и компании;

– образовательные организации (школы, детские сады, техникумы, вузы).

Условия труда

Работа в помещении, вне помещения, мобильный тип деятельности.

Профессиональные риски

– повышенная моральная и материальная ответственность;

– постоянное общение с людьми (вынужденная временная и пространственная привязка);

– необходимость принимать быстрые ответственные решения в неопределенных проблемных ситуациях;

– ненормированный рабочий график.

 Требуемое профессиональное образования

Профессию специалиста по гостеприимству можно получить в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего профессионального образования.

Карьерный рост

Перспективы карьерного роста специалиста по гостеприимству связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации). Профессиональный рост  может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем фирмы.