Родственные профессии
– Агент по бронированию
– Администратор/портье гостиницы
– Горничная
– Консьерж
– Руководитель службы гостиничного предприятия (инженерной, приема и размещения, номерного фонда и пр.)
– Специалист по анимации и организации досуга туристов
– Специалист по обеспечению информационной поддержки туристов
– Специалист по организации и предоставлению туристских услуг
– Специалист по профессиональной уборке
Сфера профессиональной деятельности
- Организационно-управленческая, производственно-техническая профессиональная деятельность
- Связь
- Информационные и коммуникационные технологии
- Обеспечение безопасности
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: работа специалиста по гостеприимству связана с общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Класс профессии: исполнительский ( по характеру труда профессия специалиста по гостеприимству выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).
Дополнительный тип профессии: «Человек – Художественный образ»
Описание профессии
Специалист по гостеприимству работает в гостиницах, туристических комплексах, домах отдыха и выполняет работы, связанные с комфортным размещением и соответствующими стандартами обслуживания посетителей в заведениях курортной, туристической и иной деятельности. В его функции входит:
– обеспечение работы по стабильному функционированию мест размещения гостей в соответствии с уровнем комфорта, стандартов;
– организация основных и вспомогательных технологических процессов предоставления услуг;
– анализ, планирование и регулирование деятельности предприятия по повышению эффективности обслуживания гостей в местах размещения;
– контроль сохранности собственности и сохранность имущества;
– анализ состояния и тенденций ценовой политики эксплуатации мест размещения для их максимального заселения;
– организация рекламных акций и продвижение преимуществ мест размещения на рынке услуг;
– реагирование на жалобы и недоразумения со стороны гостей, оперативное решение проблем;
– участие в заключение сделок с поставщиками расходных материалов, услуг и т.п.;
– контроль за соблюдением стандартов предприятия, техники безопасности.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам относятся:
– коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);
– вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
– ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);
– умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
– способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
– хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
– высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
– умение слушать;
– способность управлять собой;
– хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
– развитые организаторские способности;
– способность влиять на окружающих.
К личностным качествам относятся:
– креативность;
– энергичность;
– эрудированность;
– терпимость, интерес и уважение к людям;
– оригинальность, находчивость, разносторонность;
– артистизм;
– наблюдательность;
– стремление к саморазвитию;
– уверенность в себе, принимаемых решениях;
– целеустремленность, настойчивость;
– гибкость (умение гибко и быстро реагировать на разные изменения в ситуациях);
– тактичность, воспитанность;
– наличие развитой интуиции.
Медицинские противопоказания
– врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем;
– последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени;
– заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
– нарколепсия и катаплексия, эпилепсия;
– психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями;
– алкоголизм, токсикомания, наркомания;
– болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
– злокачественные новообразования любой локализации;
– заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением;
– хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.;
– варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени;
– ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
– хронические заболевания бронхолегочной системы с частыми обострениями (2 и более раз в год);
– тотальные дистрофические заболевания верхних дыхательных путей;
– гиперпластический ларингит;
– активные формы туберкулеза любой локализации;
– осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением;
– хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени;
– хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени;
– хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания;
– хронические аллергические заболевания органов дыхания и кожи;
– хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени;
– хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
– заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена.
Требования к профессиональной подготовке
Специалист по гостеприимству должен знать:
– нормативно-правовые акты, регламентирующие курортную и туристическую деятельность;
– основы культурной антропологии и этнологии;
– основы потребительского поведения гостей, коммуникационной политики, реклама, рекреационных услуг и организации работы в местах размещения;
– основы психологии, менеджмента гостиничного хозяйства и делового этикета;
– основные принципы правил риторики, этику, эстетику, основы психологии и социологии;
– правила и нормы охраны труда и противопожарной безопасности;
– основные принципы работы на компьютере, иностранный языки.
Специалист по гостеприимству должен уметь:
– планировать потребности в материальных ресурсах и персонале службы;
– проводить тренинги и производственный инструктаж работников службы;
– выстраивать систему стимулирования и дисциплинарной ответственности работников службы приема и размещения;
– осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль
деятельности службы питания, взаимодействие с другими службами;
– планировать и прогнозировать продажи;
– проводить обучение персонала службы бронирования и продаж приемам эффективных продаж.
Область применения
– туристические агентства и туроператорские компании;
– гостиничный и ресторанный бизнес;
– рекламные агентства и компании;
– образовательные организации (школы, детские сады, техникумы, вузы).
Условия труда
Работа в помещении, вне помещения, мобильный тип деятельности.
Профессиональные риски
– повышенная моральная и материальная ответственность;
– постоянное общение с людьми (вынужденная временная и пространственная привязка);
– необходимость принимать быстрые ответственные решения в неопределенных проблемных ситуациях;
– ненормированный рабочий график.
Требуемое профессиональное образования
Профессию специалиста по гостеприимству можно получить в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего профессионального образования.
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалиста по гостеприимству связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации). Профессиональный рост может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем фирмы.