Родственные профессии
– Социальный педагог
– Психолог
– Врач
– Социолог
Сфера профессиональной деятельности
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Медицина
- Социальная защита
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (по характеру труда профессия социального работника связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность. Данная профессия направлена на бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей.
- Класс профессии: преобразующий (требует от специалиста прежде всего интеллектуальных затрат, знаний возрастной, социальной психологии, психологии девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, стремления к развитию и постоянному обучению).
- Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).
Описание профессии
Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.)
Социальный работник – квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку – это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения – помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам социального работника относятся:
- организаторские способности;
- способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;
- нервно-психическая устойчивость;
- инициативность;
- работоспособность;
- способность устанавливать контакты с людьми;
- дисциплинированность;
- высокая нравственность и ответственность;
- настойчивость;
- умение грамотно выражать свои мысли.
Социальный работник должен обладать следующими личностными качествами:
- аккуратность;
- терпеливость;
- коммуникабельность;
- вежливость и доброжелательность;
- общительность;
- умение управлять собой;
- эмпатия;
- тактичность;
- открытость;
- дипломатичность;
- милосердие и сострадание.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 – 4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степению
- Ишемическая болезнь сердца.
- Стенокардия ФК III-IV.
- Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.
- Бблитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.
- Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше.
- Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
- Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2-3 степени и портальной гипертензии.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2-3 степени.
- Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
- Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
- Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
- Беременность и период лактации.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Социальный работник должен знать:
- основные принципы социальной политики в РФ, государственные социальные программы;
- современные теоретические модели социальной работы;
- различные методы решения социальных проблем, теорию проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;
- биологические, психологические, социальные, экономические, политические и культурные факторы формирования человеческого развития и поведения;
- возрастные, психосоциальные и этнокультурные особенности функционирования различных групп населения;
- международно-правовые и национально-государственные нормы социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);
- порядок оформления опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи;
- порядок оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные организации и т.д.;
- теорию проведения исследований, применяя количественные и качественные методы сбора и анализа данных;
- организационно-правовые механизмы обеспечения социальной защиты населения.
Социальный работник должен уметь:
- работать с индивидуумами, семьями, группами и сообществами;
- оказать помощь различным группам населения (детям, молодым людям, женщинам, пожилым людям, людям с инвалидностью и т.д.);
- владеть навыками общения;
- владеть навыками оценки и планирования (сбор и анализ информации для полной оценки, разработка планов и соглашений на основе оценки ситуации клиента, регулярный анализ и оценка достигнутых результатов);
- владеть навыками проведения интервенций (прямая работа с клиентами, сотрудничество с коллегами и другими специалистами, анализ и изменение планов по необходимости);
- владеть навыками ведения рабочих записей (ведение записей по делам, написание отчетов и писем, ведение ясной и точной записи, соответствующей требованиям, установленным в организации);
- владеть навыками самоуправления (организация собственной работы и времени, знание своих сильных и слабых сторон);
- выбрать и применить подходящую теорию для практической деятельности;
- использовать организационно-правовой механизм обеспечения социальной защиты населения;
- уметь работать в команде с коллегами и другими специалистами;
- выявлять и решать проблемы, возникающие у получателя услуг;
- содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся пожилым гражданам и инвалидам.
Область применения
Специализированные медицинские учреждения системы Минздрава, учреждения социальной защиты населения:
- дома престарелых,
- приюты для несовершеннолетних,
- комплексные центры социального обслуживания населения,
- детские дома и колонии.
Условия труда
Социальный работник работает в помещении, чаще мобильно, реже за рабочим местом. Как правило, это достаточно активная деятельность, требующая подвижности и умения общаться с достаточно большим количеством людей. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива, профессиональное общение происходит непосредственно.
Профессиональные риски
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным «донором».
Признаками этого негативного воздействия являются:
- ощущение эмоционального истощения;
- наличие враждебности по отношению к клиентам;
- наличие психосоматического заболевания;
- нарушение аппетита;
- негативная самооценка;
- возрастание агрессивности и чувства вины.
Дополнительными рисками являются физические нагрузки (при работе с мало мобильными людьми).
Требуемое профессиональное образования
В зависимости от сферы применения, работник должен иметь как общие социологические знания, так и некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, экономики, права, медицины. При работе с детьми становится обязательным педагогическое образование. Однако, в целом, залогом успеха является получение социально-гуманитарного образования.
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста социального работника связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).
Профессиональный рост социального работника может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем отдела социального обеспечения.