Родственные профессии
– Сигналист
– Осмотрщик вагонов
– Приёма-сдатчик груза
– Багажа
– Дежурный по станции
Сфера профессиональной деятельности
- Обслуживание
- Транспорт
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность составителя поездов связана с формированием и расформированием подвижного состава, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Техника».
Тип профессии по признаку цели: гностический.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в необычных условиях, работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Описание профессии
Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы. Выполнение маневровой работы по расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей; перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа.
Примеры работ
– руководство движением маневрового локомотива;
– обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров;
– расформирование – формирование составов и групп вагонов;
– отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей
– перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую;
– закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов;
– участие в опробовании автоматических тормозов поезда;
– перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных на местное управление;
– расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок;
– регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа;
– обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза;
– содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Качества, которыми обязательно должен обладать составитель поездов дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде, знание своего дела.
Работа мужская, так как требует большой выносливости и крепкого здоровья, составитель поездов работает сутки через двое, на открытом воздухе, причем составы должны без задержек отправляться в любую погоду.
Коммуникабельность также приветствуется, так как работа бригадная.
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией, снижение остроты зрения, нарушение бинокулярности и цветоощущения, хронические болезни уха со снижением функции, нарушения в вестибулярном аппарате, ярко выраженную патологию опорно-двигательного аппарата, затрудняющую движение; страдающим бронхиальной астмой.
Требования к профессиональной подготовке
Составитель поездов должен знать:правила перевозки груза; план формирования поездов; инструкцию о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами); инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования; устройство тормозных башмаков, тормозных упоров и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении; общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава; план, профиль, специализацию и вместимость железнодорожных путей; расположение пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи.
Область применения
Составители поездов работают в железнодорожных компаниях различной формы собственности, занимающимися как внутренними, так и международными перевозками.
Условия труда
Рабочим местом составителя поездов является: станционные пути (маневровый район); вытяжной путь; пути железнодорожных предприятий; железнодорожные пути необщего пользования (подъездные пути промышленных предприятий).
Рабочее место составителя поездов должно обеспечить безопасные условия труда при производстве маневровой работы. Для безопасного перемещения составителя поездов железнодорожные пути, междупутья регулярно очищаются от мусора, снега и льда, посторонних предметов, материалов верхнего строения пути, снятых при ремонте. Обочины земляного полотна в местах постоянной расцепки вагонов засыпаются на одном уровне с поверхностью шпал балластом, который должен быть уплотнен или иметь твердое покрытие.
Маневровая работа в местах погрузки и выгрузки производится только при полном соблюдении габарита выгруженных и подготовленных к погрузке грузов.
Зимой места составителей поездов регулярно посыпаются песком или шлаком.
В ночное время районы работы составителя поездов освещаются в соответствии с установленными нормами.
Помещения для отдыха составителей поездов, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Около двери параллельно пути должен быть установлен барьер.
Помещения, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 мм от пути, с прямым выходом в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной 3-5 м и высотой 1 м.
Профессиональные риски
В процессе работы на составителя поездов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
– движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы;
– расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли;
– повышенный уровень шума;
– повышенный уровень вибрации;
– повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
– повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
– повышенная влажность и подвижность воздуха;
– повышенная напряженность электрического поля;
– повышенный уровень статического электричества;
– недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
– физические перегрузки;
– нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов;
– напряженность и тяжесть труда.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией «Составитель поездов» необходимо среднее профессиональное образование.
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Томь-Усинский энерготранспортный техникум |
Карьерный рост
Карьерный рост связан с получением новых знаний и накоплением опыта, в частности с получением высшего образования по соответствующей специальности, прохождением курсов повышения квалификации.