Родственные профессии
– Педагог-организатор
– Массовик-затейник
– Хореограф
– Организатор досуговой деятельности
– Воспитатель
– Учитель
– Психолог
– Педагог
– Няня
Сфера профессиональной деятельности
Наука, образование
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога дополнительного образования связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); работа связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.
Описание профессии
Педагог дополнительного образования – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией досуговой деятельности детей в образовательных учреждениях и организациях дополнительного образования.
Основная деятельность связана с планированием и организацией работы детских кружков, секций и объединений, проведением праздников, походов или экскурсий.
К основным обязанностям работника относятся:
- организация культурно-досуговой деятельность детей, подростков, молодежи, взрослого населения в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общественных организациях, по месту жительства совместно с учебно-воспитательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, другими организациями;
- создание и развитие сети кружков, секций, клубов, любительских объединений, привлечение к этой работе квалифицированных специалистов;
- развитие у учащихся активности, самостоятельности и инициативы, воспитание в них чувства коллективизма, сплоченности и дружбы;
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Педагог-организатор должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам педагога-организатора относятся:
- коммуникабельность;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- знание иностранных языков:
- развитый эстетический вкус;
- высокий уровень культуры;
- активность.
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
Требования к профессиональной подготовке
Специалист в данной области должен хорошо знать: основные направления досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования; психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования; специфику работы с детьми разного возраста, одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями, девиантным поведением; технологию разработки сценариев и программ досуговых мероприятий.
Педагог-организатор должен уметь:
- разрабатывать сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, проявляющими девиантное поведение;
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями;
- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- вести учебную документацию;
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки и проведения различных мероприятий;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержания общения детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении.
Область применения
Педагог дополнительного образования может работать как самостоятельно (организовав различные кружки), так и в коллективе из нескольких специалистов. Представители данной специальности могут работать в кружках, домах детского творчества, школах, детских садах, лицеях, детских лагерях отдыха.
Условия труда
В зависимости от организуемых мероприятий его деятельность может проходить как в помещении, так и на улице.
В работе используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальной формы не предусмотрено.
Деятельность педагога дополнительного образования может быть связана с высокой физической активностью.
Профессиональные риски
Педагоги-организаторы постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность педагога-организатора связана с высокой степенью ответственности, давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией репетитора необходимо среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики.
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Беловский педагогический колледж |
2. | Новокузнецкий педагогический колледж |
Карьерный рост
Карьерный рост педагога-организатора связан с накоплением опыта. В зависимости от опыта педагогам присваивается разряд. Может предполагать управленческий путь карьеры. Со временем педагог-организатор может стать руководителем досугового центра.