Родственные профессии
– Водитель
– Слесарь
– Электрик
Сфера профессиональной деятельности
- Промышленность
- Железнодорожный транспорт
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Техника» (работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда).
- Класс профессии: преобразующий (связана с обслуживанием техники).
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (в кабине локомотива), также данную профессию можно отнести к работе в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей).
Описание профессии
Машинист локомотива – работник, управляющий локомотивом на железной дороге. Доминирующие виды деятельности машиниста локомотива:
- управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом;
- маневровые передвижения;
- прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
- обеспечение рационального режима управления локомотивом;
- обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
- контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
- контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров, информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
- контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
- принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
- руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
- своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
- выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:
- физическая выносливость;
- нервно-психическая устойчивость;
- хорошая координация движений;
- скорость и точность движений;
- быстрота реакции;
- высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания;
- навыки зрительного восприятия в процессе движения;
- навыки различения сигналов;
- точный глазомер;
- оперативность мышления.
Машинист локомотива должен обладать следующими личностными качествами:
- сообразительность;
- наблюдательность;
- бдительность, выдержка;
- организованность;
- осторожность;
- осмотрительность;
- решительность;
- дисциплинированность;
- самообладание.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
- Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2-3 степени и портальной гипертензии.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2-3 степени.
- Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
- Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
- Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
- Стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двусторонняя сенсоневральная, смешанная, кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности, за исключением отсутствия слуха, выраженных и значительно выраженных нарушений слуха (глухота и III, IV степень тугоухости).
- Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии.
- Гипертоническая болезнь 2-3 степени.
- Заболевания центральной нервной системы.
- Вертебро-базилярная недостаточность.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки в стадии обострения.
- Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год.
- Заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации.
- Болезнь и синдром Рейно.
- Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
- Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 и более раза за календарный год.
- Хронический тонзиллит, хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух.
- Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Высокая или осложненная близорукость (выше 8,0 Д).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Машинист локомотива должен знать:
- устройство и конструктивные особенности локомотивов;
- методы вождения локомотивов;
- правила технической эксплуатации железных дорог РФ;
- инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ;
- технология проведения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
- основы электротехники, радиотехники, технической механики, материаловедения;
- требования правил и инструкций по безопасности труда и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов, а также пожарной безопасности;
- правила эксплуатации и хранения инвентаря, инструментов и индивидуальных средств защиты;
- устройство депо и маневровых путей.
Машинист локомотива должен уметь:
- управлять локомотивом;
- проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью;
- осуществлять демонтаж и монтаж отдельных приборов пневматической системы;
- проверять действие пневматического оборудования;
- осуществлять регулировку и испытание отдельных механизмов;
- определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;
- выполнять основные виды работ по эксплуатации электровоза;
- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;
- определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов.
Область применения
Машинист локомотива может работать на:
- железных дорогах общей сети;
- рудниках;
- промышленных предприятиях (внутризаводские пути);
- шахтах.
Условия труда
Машинист поезда осуществляет деятельность в кабине локомотива. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами, диспетчерской службой. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи или условных сигналов.
Профессиональные риски
Особенностью труда машинистов является отсутствие определенного ритма в работе: начало и окончание смены в разные часы, отсутствие во время роботы регламентируемого перерыва для отдыха и приема пищи.
Во время движения машинист постоянно получает информацию с пути, т.е. ведет постоянное наблюдение за неподвижными объектами (светофорами, семафорами, переездами, станционными сигналами, предупредительными щитами, обозначениями допустимой скорости, профилем железнодорожного пути), а также за движением подвижных объектов (пешеходами, транспортом, животными).
Другой вид информации – это сигнал про работу агрегатов и узлов локомотива. Эти сигналы машинист получает путем наблюдения за показанием приборов и слуховых восприятий о работе машин и механизмов.
Основная нагрузка переработки информации приходится на зрительный анализатор (около 90%). Высокое напряжение может привести к заболеваниям органов зрения.
Вибрация, которая регистрируется на креслах машиниста локомотива, при определенных условиях может быть выше допустимого уровня. Вследствие комплексного воздействия шума и вибрации, у машинистов значительно снижается внимание, замедляется реакция, снижается чувствительность зрения и светоощущения.
Требуемое профессиональное образования
Получить профессию машиниста локомотива можно в учреждениях среднего профессионально образования, в специализированных учебно-производственных центрах при железнодорожных депо. Как правило, сначала проводиться обучение на помощника машиниста (6 месяцев); требуется отработать в этой должности определенный период, и лишь потом работник получает право, пройдя дополнительное обучение, получить квалификацию машиниста.
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Профессия относиться к числу весьма востребованных на рынке труда, тем более что в последние годы объем перевозок железнодорожным транспортом в нашей стране постоянно растет. Что немаловажно, успешно окончившие соответствующие образовательные организации выпускники автоматически получают рабочие места. В небольших населенных пунктах, расположенных у крупных железнодорожных узлов, эта профессия может оказаться самой распространенной. Уровень доходов машинистов несколько превышает среднюю заработную плату в промышленности. Постоянное самообразование ведет к повышению класса (их у машинистов четыре).
При условии получения высшего образования возможен карьерный рост и занятие руководящих должностей, можно осваивать другие профессии, связанные с железной дорогой.