Родственные профессии
– Эпидемиолог
– Диетолог
– Врачи всех клинических специализаций
Сфера профессиональной деятельности
- Здравоохранение
- Обслуживание
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: «Человек – Человек», потому что работа проходит в постоянном общении с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Класс профессии: эвристический. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Описание профессии
Работа врача – гигиениста заключается в осуществлении контроля за выполнением предприятиями, организациями, гражданами санитарного законодательства, норм, правил, гигиенических нормативов во всех областях человеческой деятельности. Без разрешения врача-гигиениста не будет осуществлено производство ни одного вида продукции, начиная со сложнейшей машины и заканчивая детской игрушкой, не начнет работать ни одно предприятие, не поступит на полки магазинов ни один товар. Врачи – гигиенисты по коммунальной гигиене охраняют окружающую природную среду, контролируя промышленные выбросы предприятий, выхлопные газы, отходы производства. Под надзором гигиенистов находятся городские водопроводы, сельские колодца, озера и реки, морские прибрежные воды. Они постоянно следят за работой очистных сооружений, производят лабораторные анализы стоков до очистки и после. Врачи-гигиенисты по гигиене питания следят за доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания. Специалисты по гигиене детей и подростков осуществляют надзор за условиями и организацией обучения и воспитания детей в детских садах, школах, санаториях, лагерях отдыха. Проводят экспертизу программ обучения, школьных учебников и детских книг, игрушек и детской одежды. Врачи по гигиене труда осуществляют надзор за обеспечением благоприятных и безопасных условий труда на всех предприятиях контролируют уровень шума и вибрации, вредных веществ в воздухе цехов, температуру воздуха, степень трудовой нагрузки на работающих, соблюдение работодателями трудового законодательства.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам относятся:
– эмоционально-волевая устойчивость;
– внимательность;
– высокая ответственность;
– наблюдательность;
– большой объем долговременной памяти;
– аналитический ум;
– развитое практическое мышление;
– принципиальность.
К личностным качествам относятся:
– коммуникативные способности;
– эмпатия;
– высокая ответственность;
– добросовестность;
– честность;
– терпение;
– отсутствие брезгливости;
– способность быстро принимать решения.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
- Беременность и период лактации.
- Глаукома декомпенсированная.
- Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка
Требования к профессиональной подготовке
Гигиенист профилактический должен знать:
– основы гигиены и санитарии;
– анатомию и физиологию человека;
– санитарное законодательство;
– предельно допустимые нормы неблагоприятных воздействий на окружающую среду;
– меры по предупреждению и ликвидации последствий различных видов неблагоприятных воздействий на здоровье человека;
– специфические методы исследования;
– принципы организации и проведения оздоровительных мероприятий.
Гигиенист профилактический должен уметь:
– предвидеть социальные последствия принятых решений;
– проводить анализ состояния здоровья отдельных социально-возрастных групп населения;
– выявлять причины появления болезней роста , смертности, инвалидизации и трудопотерь;
– диагностировать и оказывать квалифицированную медицинскую помощь взрослым и детям.
Область применения
– санитарно-эпидемиологические станции;
– санэпидлаборатории клинических центров;
– предприятия пищевой промышленности;
– органы санитарного контроля, в том числе в детских учреждениях;
– санаторно-курортные и лечебно-профилактических учреждения;
– оздоровительные центры;
– диетологические лечебные, детские и другие учреждения;
– научно-исследовательские учреждения.
Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике) либо работать на выездах, мобильно.
Профессиональные риски
– риск инфицирования;
– физически неприятная работа(выращивание микробов в чашках Петри, обходы мест с антисанитарными условиями и пр.);
– вегетососудистая дистония;
– нервное истощение;
– аллергические реакции;
– последствия перенесённых инфекций.
Требуемое профессиональное образования
Необходимо получение высшего образования (врач-эпидемиолог, врач-гигиенист) – медико-профилактические факультеты медицинские вузов (институтов, академий, университетов), а также медико-биологические и медицинские факультеты академических университетов, имеющие отделения либо кафедры санитарной (гигиенической, профилактической) медицины.
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Кузбасский медицинский колледж |
Карьерный рост
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает опыт работы.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.