Родственные профессии

– Ветеринар
– Зооинженер
– Инженер садово-паркового хозяйства
– Лаборант-микробиолог
– Лесник

Сфера профессиональной деятельности

  • Образование
  • Наука

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Природа» (направлена на изучение, наблюдение и сохранение живой природы, научную деятельность). В этой профессии требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, усидчивости, склонность и интерес к работе с объектами природы (растения, животные, микроорганизмы).
  • Класс профессии: «эвристический» (предполагает профессиональную деятельность, связанную с анализом, исследованиями и испытаниями, требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению).
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Описание профессии

Биолог – это специалист, который исследует общие свойства и закономерности развития живых организмов, изучает видовое многообразие растений. В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы, а в последнее время все большую популярность приобретают такие специализации в биологии, как микробиология, генетика и биотехнология. Поле деятельности биолога очень разнообразно и зависит от сферы специализации. Биолог проводит полевые и лабораторные исследования в области ботаники и зоологии, цитологии, микробиологии, вирусологии, физиологии растений, животных и человека, биохимии и биофизики, биотехнологии. Ботаники изучают растения. Без их знаний невозможно заниматься селекцией культурных растений, полеводством, фармакологией, «зеленым» строительством, разработкой мероприятий по охране природы. Зоология изучает животный мир во всем его разнообразии и историческом развитии. Есть и новые направления развития науки, такие как этология – наука о поведении животных, и практическое применение полученных знаний в сельском, лесном, охотничьем хозяйстве, медицине. Цитология исследует закономерности строения и функционирования клеток. Микробиология и вирусология изучают микроорганизмы. Промышленная микробиология разрабатывает способы использования деятельности микроорганизмов для получения практически ценных продуктов (белков, аминокислот, витаминов, антибиотиков, ферментов и др.). Микроорганизмы используются для уничтожения отходов, очищения сточных вод, в пищевом производстве и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам биолога относятся:

  • склонность к работе с объектами природы;
  • склонность к работе с информацией;
  • склонность к ручному труду;
  • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;
  • высокий уровень логического, аналитического и творческого мышления;
  • воображение;
  • развитая образная память;
  • точность восприятия, развитый глазомер;
  • способность быстро принимать решения;
  • любознательность;
  • терпеливость;
  • наблюдательность, созерцательность;
  • аккуратность.

Медицинские противопоказания

  • заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
  • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания;
  • алкоголизм, токсикомания, наркомания;
  • болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
  • злокачественные новообразования любой локализации;
  • заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;
  • гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;
  • хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
  • варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
  • ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;
  • активные формы туберкулеза любой локализации;
  • осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • хронические гепатиты, циррозы печени;
  • хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;
  • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;
  • хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
  • хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • тотальные дистрофические заболевания верхних дыхательных путей, гиперпластический ларингит;
  • искривления носовой перегородки, препятствующие носовому дыханию.
  • аллергические заболевания различных органов и систем.
  • хронические заболевания бронхолегочной системы с частыми обострениями (2 и более раз в год).
  • выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Для успешного освоения профессии биолога необходимы базовые знания по природоведению, биологии, ботанике, химии, микробиологии и т.п.

Квалифицированный биолог должен знать:

  • видовое многообразие живых существ и растений;
  • систематизацию исследований общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
  • основы функционирования и жизнедеятельности живых существ и растений;
  • все основные разделы биологии и т.д.

Квалифицированный биолог должен уметь:

  • проводить лабораторные исследования в лабораторных и полевых условиях с заранее определенной целью;
  • владеть методами и методиками проведения исследований и наблюдений;
  • анализировать результаты исследований и готовить научные отчеты с конкретными практическими рекомендациями по улучшению условий в определенной отрасли и т.д.
  • работать с живыми организмами, соблюдать основы безопасности при проведении исследований и наблюдений, и т.п.

Область применения

Специалисты – биологи могут работать в таких организациях и сферах, как:

  • научно-исследовательские институты;
  • озеленительные хозяйства, лесничества;
  • биотехнологические предприятия;
  • медицинские НИИ и учреждения;
  • ботанические и зоологические сады, заповедники, национальные
  • парки, общества охраны природы и т.п.
  • природоохранные организации;
  • экологические организации;
  • отрасли сельского хозяйства;
  • сфера образования.

Условия труда

Биолог работает как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Представители данной профессии работают как в помещениях (лаборатории, производство), так и на открытом воздухе (исследования, снятие проб и анализов). Работа происходит в движении или сидя, с использованием компьютера и специальных инструментов; в тихой и спокойной обстановке (лабораторная работа), а может быть активной и подвижной (связанной с командировками, полевыми исследованиями, конференциями). Биолог достаточно самостоятелен в своей деятельности, может принимать собственные решения в рамках поставленных задач.

Профессиональные риски

В работе биолога крайне редко встречаются ситуации, несущие риск или опасность для жизни специалиста. Основные риски данной профессии напрямую зависят от возможностей найти удачное место работы после получения диплома о высшем образовании. Возможные аварийные ситуации, возникающие при работе с микроорганизмами, также существует определенная степень риска при работе с биологическими агентами, всё зависит от конкретной специализации биолога.

 Требуемое профессиональное образования

Как правило, профессию биолога можно получить в образовательных организациях высшего образования (биологические факультеты). Профессия биолога подразумевает достаточно обширный выбор различных специализаций.

Профильные учебные заведения зачастую не подготавливают биологов-универсалов, поэтому выбор специальности должен быть связан с дальнейшей сферой занятости и личными интересами в области биологии.

Образовательные учреждения

Карьерный рост

Возможные пути развития биолога:

Специализация и освоение смежных областей

Биологи могут специализироваться в конкретных сферах практической и исследовательской деятельности, заниматься изучением представителей флоры и фауны, разработками в области медицины, технологий производства продовольственных товаров и т.п.
Также человек с профессией биолога может осваивать смежные специализации, такие как: эколог, микробиолог, зоолог, биотехнолог и т.п.

Научный путь развития

В данном случае специалист в области биологии может заниматься исследовательской деятельностью, осветить новую проблему в научном мире биологии, посвятить свою жизнь научным достижениям.