Родственные профессии
– Инженер по поддержке оборудования
– Системный администратор
– Специалист по системной интеграции
– web-мастер
Сфера профессиональной деятельности
- Информационные технологии
- Безопасность
- Промышленность
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Знак» (связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, расчетами).
- «Человек – Техника» (ориентирована на эксплуатацию технических устройств).
- Класс профессии: эвристический (творческий). Работа связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
- Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).
Описание профессии
Администратор баз данных или Database Administrator (DBA) – это специалист в сфере информационных технологий, отвечающий за проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение баз данных.
Профессиональные задачи администратора баз данных могут незначительно различаться в зависимости от вида применяемой системы управления базами данных, но в основные задачи входит:
- проектирование базы данных;
- оптимизация производительности базы данных;
- обеспечение и контроль доступа к базе данных;
- обеспечение безопасности в базе данных;
- резервирование и восстановление базы данных;
- обеспечение целостности баз данных.
В основные обязанности администратора баз данных входит:
- установка и настройка прикладного программного обеспечения для администрирования систем управления базами данных;
- управление программным обеспечением систем управления базами данных;
- установка и настройка серверного программного обеспечения систем управления базами данных;
- управление уровнями доступа к объектам базы данных;
- управление учетными записями пользователей;
- обеспечение бесперебойной работы системы управления базой данных;
- ликвидация сбоев в работе систем управления базами данных;
- мониторинг систем управления базами данных;
- выполнение регламентных процедур по резервному копированию, архивированию и восстановлению баз данных;
- миграция или установка программ из тестовой конфигурации базы данных в рабочую конфигурацию;
- обеспечение перехода на новую версию системы управления базой данных.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Профессионально важные качества администратора баз данных:
- эмоционально-психическая устойчивость;
- высокая помехоустойчивость;
- хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания;
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- способность к самоконтролю;
- высокий уровень математических (счетных) способностей;
- способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
- способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности;
- способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой;
- способность запоминания больших объемов информации;
- способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности.
Администратор баз данных должен обладать следующими личностными качествами:
- усидчивость;
- терпеливость;
- настойчивость;
- обязательность;
- «педантизм» в работе;
- ответственность;
- аккуратность.
Медицинские противопоказания
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
- Катаракта осложненная.
- Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Администратор баз данных должен знать:
- технологию проектирования баз данных;
- организацию структур баз данных;
- языки программирования и программное обеспечение;
- компьютерную технику, принципы ее внедрения и эксплуатации, алгоритмы её работы;
- особенности использования технологии «Клиент – Сервер» при создании прикладных программ и баз данных;
- характеристики и особенности эксплуатации локальных вычислительных сетей различных типов;
- приёмы и методы работы в глобальной вычислительной сети;
- методы программной защиты информации;
- основные положения действующей нормативной документации;
- основы организации деятельности промышленного предприятия (организации) и управления им;
- технологию механизированной обработки информации;
- виды технических носителей информации;
- методы классификации и кодирования информации;
- действующие стандарты, системы счислений, шифров и кодов;
- передовой отечественный и зарубежный опыт программирования и использования вычислительной техники.
Администратор баз данных должен уметь:
- выполнять регламентные процедуры по резервному копированию, архивированию и восстановлению баз данных;
- управлять учетными записями пользователей;
- устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение для администрирования систем управления базами данных;
- протоколировать работу систем управления базами данных;
- подготавливать отчеты о функционировании систем управления базами данных;
- вести эксплуатационную и технологическую документацию;
- устанавливать и настраивать серверное программное обеспечение систем управления базами данных.
Область применения
Администраторы баз данных востребованы в следующих областях:
- в компаниях, специализирующихся на организационно-техническом и информационном обеспечении деятельности различных государственных и негосударственных структур;
- в коммерческих банках;
- в транспортных компаниях;
- в компаниях, реализующих медицинские услуги;
- в крупных торговых оптовых и розничных компаниях;
- в организациях, специализирующихся на сделках с недвижимостью;
- в полиграфическом производстве;
- в фармацевтической промышленности в области разработки и производства современных лекарственных средств;
- в компаниях-операторах медиарекламного рынка;
- в компаниях, специализирующихся на разработке инновационных технологий;
- в образовательных организациях.
Условия труда
Администратор баз данных может работать как самостоятельно, так и в коллективе из нескольких специалистов. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием современных компьютерных средств и средств связи. На персональном компьютере сотрудника должны быть установлены специальные программы, с помощью которых реализуется деятельность.
Профессиональные риски
Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером способна вызвать заболевания зрительной системы.
Требуемое профессиональное образования
Для успешной деятельности администратора баз данных требуется среднее профессиональное образование. Предпочтительно высшее техническое образование по специальностям: «Компьютерная безопасность», «Организация и технология защиты информации», «Комплексная защита объектов информатизации», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Прикладная информатика (по областям)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы», «Прикладная математика» и др.
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Перспектива карьерного роста администратора баз данных зависит от профессионализма сотрудника и опыта работы. Верх карьерного роста специалиста – руководитель проекта или направления в области баз данных.
При наличии свидетельства о повышении квалификации об окончании авторизированных курсов, например ORACLE, специалист может претендовать на должность руководителя, начальника отдела по информационной безопасности и аналитической деятельности. В современных условиях часто администраторы баз данных работают в режиме «фриланса», выполняя заказы различных компаний на договорной основе.
Кроме того, обширны области приобретения знаний и навыков по смежным профессиям в сфере современных информационных технологий, прикладной информатики и математики. В системе высшего образования востребованы преподаватели по дисциплине «Базы данных». Кроме того, специалист может посвятить себя научной деятельности.