К Виталию Телегину, психологу-профориентологу, руководителю направления развития личности в колледже информационных и креативных технологий IThub, «Мел» пришел, чтобы узнать, как устроена современная профориентация. И нужна ли она сегодня детям вообще. Оказалось, нужна. Но не в том виде, в каком мы ее представляем.
«Не профессия на всю жизнь, а набор навыков»
Главное, что я хочу донести до родителей, — забудьте о вопросе «Кем ты хочешь стать?». Ребенок в началке, отвечая на этот вопрос, назовет вам социально одобряемую профессию. Потому что он мыслит в категориях «хорошо/плохо» и, естественно, хочет быть хорошим. В его понимании людей спасают герои. Пожарные спасают людей — значит, буду пожарным.
Для подростка всё сложнее: ему кажется, что прямо сейчас, в 14 или 16 лет, он выбирает дело всей жизни, то, чем будет заниматься до пенсии. И это огромная ответственность. Поэтому на вопросы взрослых ему проще ответить «не знаю». Это как с ЕГЭ: просто экзамен, но вокруг него столько шума, что он кажется определяющим для всей дальнейшей жизни.
В момент, когда школьнику нужно выбрать, в какой профильный класс идти или куда подавать документы, он выбирает только образование, занятие на ближайшие 4–5 лет. Он выбирает даже не профессию, а набор навыков, которые потом можно будет монетизировать.
Но на этом этапе обнаруживается вторая проблема — ребята понятия не имеют, какие профессии есть на рынке. Они говорят: «Я бы хотел быть архитектором, но не знаю, что это за человек и чем он занимается. Он целый день проводит на стройке? Или в офисе?»
Или такой пример: человек любит играть в компьютерные игры. И он приходит к нам в IThub, потому что это единственный колледж, в котором есть направление разработки игр. Но делать игры — не то же самое, что играть в них. Это код, математика и просчеты, рисунок. Не все оказываются к этому готовы.
«Профориентационные тесты? Они устарели»
Мне жаль, что многие, услышав слово «профориентация», вспоминают устаревшие тесты с вердиктами типа «ты — „человек — человек“», или «человек — природа», или «человек — знаковая система». Если я скажу ребенку, что он — «человек — человек» и ему нужно работать с людьми, он мне ответит: «Спасибо. А дальше что?»
Подростку важно пробовать себя в разных ролях.
Именно для этого нужны профориентологи: они расскажут о профессиях, разъяснят требования рынка труда, помогут увидеть, к чему у школьника действительно есть склонности. Профориентация должна быть комплексной. Вот как это устроено у нас в IThub:
Личность ребенка — в основе профориентации. Мы не должны ребенка сводить к какой-то функции: вот у тебя хорошо идет спорт — будешь спортсменом. Если школьнику/студенту не нравится участвовать в соревнованиях, побеждать, зарабатывать медали — зачем его тянуть в профессиональный спорт? Нужно смотреть на характер ребенка, его склонности, навыки — и предлагать разные бизнес-роли, в которых он свои способности сможет монетизировать.
Обязательное посещение дня открытых дверей. Будущий ученик должен увидеть, как устроено заведение, где он будет учиться, поговорить с преподавателями. Но гораздо важнее — поговорить со студентами, которые уже прошли часть этого пути и могут на понятном ребенку языке объяснить, что его ждет.
Первый год обучения — для профориентации. Ребенок должен пробовать, узнавать себя и, главное, знать, что направление всегда можно изменить.
Ребенок «вообще ничего не хочет» — что делать?
Я почти не встречал детей до 6-го класса, которые бы «вообще ничего» не хотели. Это особенность подросткового возраста — когда ребенок сталкивается с реальностью, у него появляется разный, в том числе и отрицательный, опыт. Чтобы защититься от сложных эмоций, организм их блокирует. Ребенок становится апатичным. Учеба? Нет. Выбирать профессию — зачем?
С такими студентами мы стараемся работать, не говоря о профориентации напрямую. Да, приходится прибегать к хитростям и вовлекать их в разные активности. Не в кружки, от которых быстро может стать тошно, а в простые бытовые активности, в которых подросток окажется в ситуации успеха или с помощью которых хотя бы просто снимет напряжение. Например, советую посмотреть какой-нибудь фильм: увидит человек «Невероятную жизнь Уолтера Митти» и поймет, что ему нравятся приключения. А может, фильм вызовет желание писать сценарии или снимать кино, главное — зацепить за живое, разбудить интерес.
На своих консультациях я прежде всего пытаюсь понять состояние подростка. Часто спрашиваю у него: «А можешь вспомнить, когда ты сюда шел, ты смотрел по сторонам или себе под ноги?» Если под ноги — значит, человек зациклен на внутреннем и не видит мира вокруг. Я прошу начать с простого: банально чаще поднимать взгляд. Ведь снаружи столько событий! А внутри себя ты эту жвачку из переживаний столько раз прожевал, что в ней не осталось никакого вкуса.
Ведь часто бывает такое: юноша влюбился в девушку, а она не ответила взаимностью. И он поник, ему больше ничего не хочется. Через какое-то время о причине апатии он забывает, а вот это «не хочу» остается. И он думает, что всегда таким и был. Поэтому надо выявлять причины и погружаться в новый эмоциональный опыт.
«Замечать в ребенке взрослого»
Взрослые часто переживают из-за выбора профессии своими детьми. Одной из причин, к сожалению, является та, в которой родителям сложнее всего признаться: они не верят в своих детей. И тут важно понять, почему так происходит. Иногда причина кроется в том, что мамы и папы не верят в самих себя и переносят эту неуверенность на ребенка. В других случаях — думают, что ему не хватает организованности и ответственности, есть трудности с дисциплиной, поэтому он не потянет сложную учебу.
Я эти страхи родителей понимаю. Тут главная рекомендация — больше общаться, задавать вопросы: «Как там твой код?», «Во что рубишься?» и прочие. Чем раньше начнете, тем проще будет к подростковому возрасту. Возникнет доверие, и ребенок не будет закрываться, прячась в свою раковину.
Mel.fm





