Родственные профессии
– Ветеринар
– Зооинженер
– Инженер садово-паркового хозяйства
– Лаборант-микробиолог
– Лесник
Сфера профессиональной деятельности
- Образование
- Наука
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Природа» (направлена на изучение, наблюдение и сохранение живой природы, научную деятельность). В этой профессии требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, усидчивости, склонность и интерес к работе с объектами природы (растения, животные, микроорганизмы).
- Класс профессии: «эвристический» (предполагает профессиональную деятельность, связанную с анализом, исследованиями и испытаниями, требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению).
- Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).
Описание профессии
Биолог – это специалист, который исследует общие свойства и закономерности развития живых организмов, изучает видовое многообразие растений. В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы, а в последнее время все большую популярность приобретают такие специализации в биологии, как микробиология, генетика и биотехнология. Поле деятельности биолога очень разнообразно и зависит от сферы специализации. Биолог проводит полевые и лабораторные исследования в области ботаники и зоологии, цитологии, микробиологии, вирусологии, физиологии растений, животных и человека, биохимии и биофизики, биотехнологии. Ботаники изучают растения. Без их знаний невозможно заниматься селекцией культурных растений, полеводством, фармакологией, «зеленым» строительством, разработкой мероприятий по охране природы. Зоология изучает животный мир во всем его разнообразии и историческом развитии. Есть и новые направления развития науки, такие как этология – наука о поведении животных, и практическое применение полученных знаний в сельском, лесном, охотничьем хозяйстве, медицине. Цитология исследует закономерности строения и функционирования клеток. Микробиология и вирусология изучают микроорганизмы. Промышленная микробиология разрабатывает способы использования деятельности микроорганизмов для получения практически ценных продуктов (белков, аминокислот, витаминов, антибиотиков, ферментов и др.). Микроорганизмы используются для уничтожения отходов, очищения сточных вод, в пищевом производстве и т.п.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам биолога относятся:
- склонность к работе с объектами природы;
- склонность к работе с информацией;
- склонность к ручному труду;
- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;
- высокий уровень логического, аналитического и творческого мышления;
- воображение;
- развитая образная память;
- точность восприятия, развитый глазомер;
- способность быстро принимать решения;
- любознательность;
- терпеливость;
- наблюдательность, созерцательность;
- аккуратность.
Медицинские противопоказания
- заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
- заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания;
- алкоголизм, токсикомания, наркомания;
- болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
- злокачественные новообразования любой локализации;
- заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;
- гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;
- хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
- варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
- ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;
- активные формы туберкулеза любой локализации;
- осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;
- хронические гепатиты, циррозы печени;
- хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;
- хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;
- хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
- хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
- тотальные дистрофические заболевания верхних дыхательных путей, гиперпластический ларингит;
- искривления носовой перегородки, препятствующие носовому дыханию.
- аллергические заболевания различных органов и систем.
- хронические заболевания бронхолегочной системы с частыми обострениями (2 и более раз в год).
- выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Для успешного освоения профессии биолога необходимы базовые знания по природоведению, биологии, ботанике, химии, микробиологии и т.п.
Квалифицированный биолог должен знать:
- видовое многообразие живых существ и растений;
- систематизацию исследований общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
- основы функционирования и жизнедеятельности живых существ и растений;
- все основные разделы биологии и т.д.
Квалифицированный биолог должен уметь:
- проводить лабораторные исследования в лабораторных и полевых условиях с заранее определенной целью;
- владеть методами и методиками проведения исследований и наблюдений;
- анализировать результаты исследований и готовить научные отчеты с конкретными практическими рекомендациями по улучшению условий в определенной отрасли и т.д.
- работать с живыми организмами, соблюдать основы безопасности при проведении исследований и наблюдений, и т.п.
Область применения
Специалисты – биологи могут работать в таких организациях и сферах, как:
- научно-исследовательские институты;
- озеленительные хозяйства, лесничества;
- биотехнологические предприятия;
- медицинские НИИ и учреждения;
- ботанические и зоологические сады, заповедники, национальные
- парки, общества охраны природы и т.п.
- природоохранные организации;
- экологические организации;
- отрасли сельского хозяйства;
- сфера образования.
Условия труда
Биолог работает как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Представители данной профессии работают как в помещениях (лаборатории, производство), так и на открытом воздухе (исследования, снятие проб и анализов). Работа происходит в движении или сидя, с использованием компьютера и специальных инструментов; в тихой и спокойной обстановке (лабораторная работа), а может быть активной и подвижной (связанной с командировками, полевыми исследованиями, конференциями). Биолог достаточно самостоятелен в своей деятельности, может принимать собственные решения в рамках поставленных задач.
Профессиональные риски
В работе биолога крайне редко встречаются ситуации, несущие риск или опасность для жизни специалиста. Основные риски данной профессии напрямую зависят от возможностей найти удачное место работы после получения диплома о высшем образовании. Возможные аварийные ситуации, возникающие при работе с микроорганизмами, также существует определенная степень риска при работе с биологическими агентами, всё зависит от конкретной специализации биолога.
Требуемое профессиональное образования
Как правило, профессию биолога можно получить в образовательных организациях высшего образования (биологические факультеты). Профессия биолога подразумевает достаточно обширный выбор различных специализаций.
Профильные учебные заведения зачастую не подготавливают биологов-универсалов, поэтому выбор специальности должен быть связан с дальнейшей сферой занятости и личными интересами в области биологии.
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Кемеровский государственный университет |
Карьерный рост
Возможные пути развития биолога:
Специализация и освоение смежных областей
Биологи могут специализироваться в конкретных сферах практической и исследовательской деятельности, заниматься изучением представителей флоры и фауны, разработками в области медицины, технологий производства продовольственных товаров и т.п.
Также человек с профессией биолога может осваивать смежные специализации, такие как: эколог, микробиолог, зоолог, биотехнолог и т.п.
Научный путь развития
В данном случае специалист в области биологии может заниматься исследовательской деятельностью, осветить новую проблему в научном мире биологии, посвятить свою жизнь научным достижениям.