Родственные профессии
– Воспитатель в детских домах и общежитиях
– Инспектор по работе с трудными подростками
– Учитель младших классов в школе
– Воспитатель группы продлённого дня
– Воспитатель школы-интерната
– Няня
Сфера профессиональной деятельности
- Образование
- Обслуживание
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Человек» (основная деятельность воспитателя связана с работой с детьми, с их воспитанием, обучением и развитием).
- Класс профессии: «изыскательский» (эвристический). По характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».
Описание профессии
Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
- руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода к работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
- защита интересов и прав детей.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам воспитателя детского сада относится:
- любовь к детям;
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада:
- порядочность,
- доброжелательность,
- высокая ответственность и моральная устойчивость,
- честность,
- способность к сопереживанию,
- коммуникабельность,
- аккуратность,
- организованность,
- чувство такта,
- сдержанность,
- бескорыстие.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
- Беременность и период лактации.
- Глаукома декомпенсированная.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Воспитатель детского сада должен знать:
- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста;
- методики развития разных видов деятельности детей;
- особенности анатомии и физиологии дошкольника;
- требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий содержания детей дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействовать с дошкольниками;
- изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
Область применения
Воспитатели востребованы:
- в государственных, муниципальных, ведомственных и частных детских садах;
- в центрах детского развития;
- на дому.
Условия труда
Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.
В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено.
Профессиональные риски
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечнососудистым заболеваниям.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.