Родственные профессии
— Агент по бронированию
— Администратор/портье гостиницы
— Горничная
— Консьерж
— Руководитель службы гостиничного предприятия (инженерной, приема и размещения, номерного фонда и пр.)
— Специалист по анимации и организации досуга туристов
— Специалист по обеспечению информационной поддержки туристов
— Специалист по организации и предоставлению туристских услуг
— Специалист по профессиональной уборке
Сфера профессиональной деятельности
- Организационно-управленческая, производственно-техническая профессиональная деятельность
- Связь
- Информационные и коммуникационные технологии
- Обеспечение безопасности
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: работа специалиста по гостеприимству связана с общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Класс профессии: исполнительский ( по характеру труда профессия специалиста по гостеприимству выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).
Дополнительный тип профессии: «Человек — Художественный образ»
Описание профессии
Специалист по гостеприимству работает в гостиницах, туристических комплексах, домах отдыха и выполняет работы, связанные с комфортным размещением и соответствующими стандартами обслуживания посетителей в заведениях курортной, туристической и иной деятельности. В его функции входит:
— обеспечение работы по стабильному функционированию мест размещения гостей в соответствии с уровнем комфорта, стандартов;
— организация основных и вспомогательных технологических процессов предоставления услуг;
— анализ, планирование и регулирование деятельности предприятия по повышению эффективности обслуживания гостей в местах размещения;
— контроль сохранности собственности и сохранность имущества;
— анализ состояния и тенденций ценовой политики эксплуатации мест размещения для их максимального заселения;
— организация рекламных акций и продвижение преимуществ мест размещения на рынке услуг;
— реагирование на жалобы и недоразумения со стороны гостей, оперативное решение проблем;
— участие в заключение сделок с поставщиками расходных материалов, услуг и т.п.;
— контроль за соблюдением стандартов предприятия, техники безопасности.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам относятся:
— коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);
— вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
— ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);
— умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
— способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
— хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
— высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
— умение слушать;
— способность управлять собой;
— хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
— развитые организаторские способности;
— способность влиять на окружающих.
К личностным качествам относятся:
— креативность;
— энергичность;
— эрудированность;
— терпимость, интерес и уважение к людям;
— оригинальность, находчивость, разносторонность;
— артистизм;
— наблюдательность;
— стремление к саморазвитию;
— уверенность в себе, принимаемых решениях;
— целеустремленность, настойчивость;
— гибкость (умение гибко и быстро реагировать на разные изменения в ситуациях);
— тактичность, воспитанность;
— наличие развитой интуиции.
Медицинские противопоказания
— врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем;
— последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени;
— заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
— нарколепсия и катаплексия, эпилепсия;
— психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями;
— алкоголизм, токсикомания, наркомания;
— болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
— злокачественные новообразования любой локализации;
— заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением;
— хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.;
— варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени;
— ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
— хронические заболевания бронхолегочной системы с частыми обострениями (2 и более раз в год);
— тотальные дистрофические заболевания верхних дыхательных путей;
— гиперпластический ларингит;
— активные формы туберкулеза любой локализации;
— осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением;
— хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени;
— хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени;
— хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания;
— хронические аллергические заболевания органов дыхания и кожи;
— хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени;
— хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
— заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена.
Требования к профессиональной подготовке
Специалист по гостеприимству должен знать:
— нормативно-правовые акты, регламентирующие курортную и туристическую деятельность;
— основы культурной антропологии и этнологии;
— основы потребительского поведения гостей, коммуникационной политики, реклама, рекреационных услуг и организации работы в местах размещения;
— основы психологии, менеджмента гостиничного хозяйства и делового этикета;
— основные принципы правил риторики, этику, эстетику, основы психологии и социологии;
— правила и нормы охраны труда и противопожарной безопасности;
— основные принципы работы на компьютере, иностранный языки.
Специалист по гостеприимству должен уметь:
— планировать потребности в материальных ресурсах и персонале службы;
— проводить тренинги и производственный инструктаж работников службы;
— выстраивать систему стимулирования и дисциплинарной ответственности работников службы приема и размещения;
— осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль
деятельности службы питания, взаимодействие с другими службами;
— планировать и прогнозировать продажи;
— проводить обучение персонала службы бронирования и продаж приемам эффективных продаж.
Область применения
— туристические агентства и туроператорские компании;
— гостиничный и ресторанный бизнес;
— рекламные агентства и компании;
— образовательные организации (школы, детские сады, техникумы, вузы).
Условия труда
Работа в помещении, вне помещения, мобильный тип деятельности.
Профессиональные риски
— повышенная моральная и материальная ответственность;
— постоянное общение с людьми (вынужденная временная и пространственная привязка);
— необходимость принимать быстрые ответственные решения в неопределенных проблемных ситуациях;
— ненормированный рабочий график.
Требуемое профессиональное образования
Профессию специалиста по гостеприимству можно получить в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего профессионального образования.
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалиста по гостеприимству связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации). Профессиональный рост может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем фирмы.
