Необходимым условием успешной деятельности студента (обучающегося), является освоение новых для него особенностей учебной деятельности. На протяжении первого года обучения происходит вхождение первокурсника в новый коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и отдыха, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.
В процессе адаптации первокурсники чаще всего испытывают следующие трудности:
Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
Неумение осуществить саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать);
Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
Страх публичных выступлений перед своими одногруппниками и преподавателями;
Социально-экономические проблемы у иногородних обучающихся: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Для решения возникающих трудностей ребенку просто необходима поддержка родителей.
Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы родители научились понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.
Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей в него. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы.
Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».
Для того чтобы показать веру в ребенка, родители должны иметь мужество и желание сделать следующее:
– забыть о прошлых неудачах ребенка;
– помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
– позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;
– помнить о прошлых неудачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребенка.
2.Избегать подчеркивание промахов ребенка.
3.Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5.Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
6.Знать обо всех попытках справиться с заданием.
7.Уметь взаимодействовать с ребенком.
8.Принимать индивидуальность ребенка.
9.Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
10.Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают молодого человека, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
-Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
-Ты делаешь это очень хорошо.
-Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
-Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
!!! Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь молодому человеку почувствовать свою нужность.
Vk.com