Выбор будущей профессии — очень важный и ответственный шаг не только для детей, но и для их родителей, и подходить к нему нужно серьезно и без спешки. Особенно если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья. В таких ситуациях поддержка и помощь взрослых просто необходимы.
Почему содействие родителей так важно?
Основные критерии выбора профессии для подростка с ограниченными возможностями здоровья — это способность выявить свои реальные возможности, осознать и оценить свои профессиональные качества и понять, насколько они соответствуют требованиям современных профессий.
Большая роль в выявлении склонностей ребенка принадлежит учителю, но самое сильное и длительное влияние на выбор будущей профессии оказывает, конечно, семья.
Родители — это первые воспитатели и советчики ребенка, они лучше, чем кто-либо другой, знают устремления своих детей, их особенности и способности.
Поэтому подмечать интересы и склонности подростка, направлять и развивать их необходимо с самого раннего детства.
Все мы знаем, что непродуманный выбор профессии может привести к низкой успеваемости, неудовлетворенности работой и последующей вынужденной переквалификации.
Типичные ошибки, которые совершают родители
Многие родители (и мы говорим не только о мамах и папах ребят с ОВЗ) часто совершают одни и те же ошибки, стараясь помочь ребенку выбрать профессию.
Так, взрослые, которые так и не смогли реализовать свою несбывшуюся мечту (например, стать врачом, пианистом, артистом), навязчиво переносят ее на своего ребенка, буквально заставляя выбрать именно эту профессию. При этом не обращая внимания ни на склонности, ни на желания подростка.
Еще одна типичная ошибка: когда родители хотят, чтобы ребенок пошел по их стопам (продолжил династию врачей, юристов, журналистов), и заставляют подростка выбирать соответствующий вуз или колледж. Многие дети, сдавшись под натиском родителей, оканчивают нелюбимое учебное заведение ради «корочки», а потом выбирают совершенно другую профессию.
Некоторые мамы и папы уверены, что ребенок недооценивает или, наоборот, переоценивает свои возможности, заранее настраивая на обязательный успех или на неизбежную неудачу. Важно реально оценивать возможности подростка и стараться найти самые сильные стороны.
Ошибочным может быть и убеждение, что ребенок обязан иметь высшее образование. Очень многие абитуриенты выбирают сегодня техникумы и колледжи (или даже онлайн-образование, курсы) и при этом никак не проигрывают тем, кто окончил вуз.
Также многие родители настойчиво рекомендуют подростку получить образование именно в «денежной» (по их мнению) профессии. Рынок труда сегодня очень изменчив, появляются новые специальности. Поэтому предугадать, какая именно профессия будет денежной в ближайшие несколько лет, очень сложно. Нужно опираться именно на способности, склонности и интересы ребенка.
Как определить интересы и склонности ребенка в профессиональном выборе
Для того чтобы понять, что же интересно подростку, в чем именно он может преуспеть, можно выполнить несложное упражнение.
Для начала попросите его ответить на вопрос: «Что мне интересно знать или делать?» Вместе перечислите все увлечения и какие-либо интересные дела для ребенка.
Следующий вопрос: «В какой профессии я могу реализовать свой интерес?» Запишите профессии, специальности, а также способы заработка, соответствующие каждому увлечению ребенка.
Третий вопрос: «Что мне нужно для получения этой профессии?» Здесь родителям вместе с ребенком необходимо проанализировать основные требования, которые предъявляются в выбранной профессии. А также продумать, какое необходимо пройти обучение, понадобится ли дополнительное оборудование, помещение, особые расходы.
И в финале родители вместе с ребенком могут подумать над реалистичностью предложенных вариантов и выставить каждой профессии «плюсы» и «минусы».
Благодаря этому упражнению вы сможете вместе проанализировать наиболее оптимальный вариант и в дальнейшем реализовать план по получению этой профессии, а также обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора и подобрать несколько учебных заведений.
Основные направления дополнительного образования для особых детей
Детям с нарушением интеллекта подойдут профессии, при обучении которым есть возможность использовать особые, нестандартные методы и приемы, а также где большое внимание уделяется практическому опыту, поскольку только так подросток сможет усвоить материал.
Среди родов деятельности, которые подойдут таким ребятам: клининг, растениеводство, поварское дело, декоративно-прикладное искусство, переплетно-картонажное дело, обувное дело, строительство, слесарное дело, сантехническое дело, обслуживание и ремонт помещений.
Подросткам с тяжелыми множественными нарушениями развития подойдут профессии, связанные с растениеводством, подсобной работой в паре с наставником.
Обучение и последующая работа подростков с нарушением движений потребуют специальных технических средств для передвижения, увеличенного времени на усвоение нового, а также дополнительных мероприятий по физическому развитию, нормализации тонуса и коррекции движения.
Среди родов деятельности, которые подойдут таким молодым людям: информатика и программное обеспечение, робототехника, швейное дело, флористика, животноводство, адаптивная физическая культура, паралимпийский спорт, декоративно-прикладное искусство.
Подросткам с нарушением эмоций и расстройством аутистического спектра также нужны будут особые условия при работе и получении образования. Это и дополнительная психологическая работа по социализации, и обучение особым методам и приемам для общения с другими людьми, и увеличенное время на освоение материалов.
Таким людям подойдут профессии, связанные с компьютерными технологиями, фотографией, растениеводством, плаванием, животноводством, декоративно-прикладным искусством.
Будущим абитуриентам с нарушением слуха может понадобиться специальная аппаратура и технические средства, а также обучение специальным методам коммуникации с другими сотрудниками.
Им подойдут такие роды деятельности, как дизайн домашнего интерьера, швейное дело, флористика, растениеводство, парикмахерское дело, фотография и видеосъемка, информатика и администрирование, адаптивная физическая культура, паралимпийский спорт.
Дети с нарушением зрения могли бы попробовать себя в музыке и звукорежиссуре, информатике и администрировании, рукоделии, декоративно-прикладном искусстве, адаптивной физической культуре или паралимпийском спорте.
Несколько полезных рекомендаций родителям
- Обсуждайте вместе с ребенком возможные «за» и «против» выбранной профессии.
- Учитывайте при выборе будущей профессии личностные качества ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, не стесняйтесь просить помощи у специалистов.
- Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите, подбадривайте — ведь на пути к мечте обязательно нужно терпение и усердие!
растимдетей.рф