Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит очень многое в его жизни: физическое и психическое здоровье, общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой и ….своей жизнью в целом.
Задача выбора профессии – одна из сложнейших и самых ответственных жизненных практических задач, которые приходится решать человеку.
Важность и сложность этой задачи часто недооценивается не только самими подростками, но и взрослыми, их родителями. Между тем, по статистике, около 70% людей работают не по специальности.
Позиция родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка чрезвычайна важна, поскольку влияет на степень его активности, осознанности, самостоятельности в выборе.
Проанализируем основные типы позиций родителей:
1. “Абсолютная свобода выбора”
Родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, в его решение не вмешиваются. Фактически это уход от решения вопросов и самоустранение. Выбор профессии определяется волей случая.
2. “Выбор близко к сердцу”
Родители согласны с выбором ребенка и содействуют его реализации, однако принимают очень близко к сердцу этот выбор, проявляя эмоции, тревогу. Часто в своих действиях они опережают активность ребенка, лишая его самостоятельности.
3. “Противодействие выбору”
Родители не согласны с выбором ребенка, поскольку знакомы с ЭТОЙ профессией по своему личному опыту. Активно противодействуя его выбору, они делают все возможное, чтобы устроить ребенка по предлагаемой ими конкретной специальности, либо предлагают любую другую специальность, только не ЭТУ.
4. “Извращенная ориентация выбора”
Эта позиция может проявляться в следующих 3 вариантах:
-Родители создают у ребенка неверное представление о своей или знакомой им профессии, культивируя антиморальное отношение к профессиональным обязанностям.
-Родители не знакомы с предлагаемой ими ребенку профессией, но активно советуют и давят, мотивируя, что это красиво и интересно.
-Родители не ограничивают ребенка в выборе профессии, но их позиция упрощенно звучит так: “Лишь бы в институт!”
5. “Создание условий для выбора”
Родители создают ребенку условия для самостоятельного и активного поиска правильных ответов на вопросы:
*Кем быть?
*С кем быть?
*Каким быть?
*Где дальше учиться?
*Что я могу дать обществу?
*Где я больше всего буду полезен людям?
Они знакомят ребенка с разнообразием профессий, обращают внимание ребенка на сильные и слабые стороны личности, воспитывают уважение к труду, к обществу, к человеку, создают возможности для пробы сил в различных направлениях, обсуждают с ним профессиональные планы, оказывают помощь в нахождении дополнительных сведений о профессиях и учебных заведениях.
Такая позиция родителей является наиболее предпочтительной и идеальной для предоставления возможностей активного, осознанного, самостоятельного профессионального выбора подростка. |