Ни для кого не секрет, что выбор профессии – сложная задача не только для детей, но и для родителей. Многие подростки психологически не готовы самостоятельно выбрать профессию. Практика показывает, что первую профессию ребята часто выбирают наугад.
Нет проблем у родителей, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта, юриста и др. и с упорством изучают соответствующие предметы, готовясь к поступлению в ВУЗ.
Но таких детей, по мнению специалистов психологов, педагогов, меньшинство. Гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности.
Что делать родителям в такой ситуации?
Задача родителей – помочь ребенку в этом сложном деле, но не делать выбор за него. Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За учебные годы в школе им предлагались в большей степени готовые решения, все определено расписаниями, учебными планами, учителями, родителями. И родителям вряд ли стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии (ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит).
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Главное для родителей отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а не определяют вместо него. Родителям не следует навязывать ребенку свое мнение, а лишь предлагать возможные приемлемые варианты. Если выбор профессии подростку навязан, учиться он будет без интереса, воспринимая это как тягостную обязанность.
Важно: чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение. Родители лишь помогают ребенку определиться.
Действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
Разговор о профессиональных планах лучше выстраивать, основываясь на следующие положения:
- Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
- Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно, помочь, подсказать.
- Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- Можно помочь ребенку составить конкретный план, обсудить, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Можно предложить ему поработать на осенних и зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие, близкое желаемому.
- Продумайте и обсудите «запасные варианты» на случай неудачи на выбранном пути.
Родителям следует помнить, что вопрос о том, куда пойти учиться лучше начинать решать заранее и вместе (но не вместо!).
Использована информация:
- Что делать родителям, если ребенок сомневается в выборе профессии? [Электронный ресурс] – rcospk.rusedu.net. – Режим доступа: http://rcospk.rusedu.net/post/409/105362, свобод. – Загл. с экрана.