Самостоятельные и контрольные работы, тесты, зачёты и переводные экзамены, ГИА и ЕГЭ – причины волнения многих школьников. Подготовка обучающихся практически к любой их этих форм проверки знаний часто вызывает напряжение и тревожность. Весна у обучающихся 9-11 классов – период сдачи выпускных экзаменов, являющийся наиболее стрессовым для выпускников и их родителей.
По мнению специалистов, экзаменационный стресс порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Самый главный фактор, провоцирующий развитие стресса – это отрицательные переживания.
Причины появления экзаменационного стресса:
- длительное ожидание экзамена;
- неадекватное понимание значения экзаменационных испытаний («пытка», «игры разума»);
- сложность предмета, по которому проходит экзамен;
- элемент неопределенности при выборе билета, варианта задания;
- жёсткий лимит времени на подготовку;
- неуверенность в своих силах и знаниях и другие.
Последствия экзаменационного стресса:
- снижение работоспособности, ухудшение памяти, сниженная концентрация внимания, появление рассеянности;
- снижение иммунитета;
- обострение хронических заболеваний;
- потеря в весе, плохой аппетит;
- нестабильное артериальное давление, учащение сердцебиения, пульса;
- расстройства сна;
- нарушения контроля мускулатуры (мышечная дрожь, слабость в коленках);
- головные боли, обмороки, тошнота, диарея;
- ощущение неприятных эмоций (например, страх) и тому прочее.
Предлагаем следующие советы родителям для предупреждения и снятия стресса школьников перед экзаменами:
- при подготовке к экзаменам не меняйте подростку режим дня;
- проследите, чтобы старшеклассник чередовал умственную и физическую деятельности: занятие должно длиться 1,5 часа с перерывами по 15 минут для небольшой зарядки, после кратковременных перерывов в режиме дня нужно выделить 1-2 часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе;
- в соответствии с типом умственной деятельности и продуктивности школьника помогите создать ему оптимальный режим труда: «жаворонок» учится с утра и не засиживается за заданиями допоздна, а «сова» активнее работает во второй половине дня и вечером;
- вместе со старшеклассником оборудуйте место для занятий: уберите лишние вещи с рабочего места, удобно расположите книги, тетради, письменные принадлежности и прочее;
- предложите подростку перед устным экзаменом ответить на вопросы перед зеркалом, попросите его рассказать Вам ту или иную тему развёрнуто и полностью, как это требуется на экзамене;
- следите, чтобы старшеклассник правильно питался, дополнительно ему можно принимать витамины;
- внушите школьнику, что лёгкое волнение перед экзаменом необходимо и мобилизует организм, но если беспокойство сохраняется несколько дней, предложите подростку делать специальные упражнения, снижающие стресс;
- поделитесь со старшеклассником историями из своего опыта сдачи экзаменов, общайтесь на свободные темы;
- оказывайте старшекласснику помощь при наличии просьбы;
предложите школьнику мысленно нарисовать картину уверенного, чёткого ответа, полной победы, «настраивайте» его на успех: «Все хорошо, у тебя все получится, ты все вспомнишь».