- Сделайте ребенка ответственным за то, что он делает. Ему не нужно управлять финансами и принимать важные решения. Здесь самостоятельность больше зависит от Вашей степени доверия к нему. Например, если Вы планируете пикник и хотите, чтобы ребенок помог Вам, просто дайте ему задание, которое он в состоянии выполнить самостоятельно.
- Избегайте излишней опеки. Позвольте ребенку обращаться к Вам только тогда, когда ему нужна помощь. Не вмешивайтесь, если Вас об этом не просят.
- Позволяйте ребенку иногда принимать свои собственные решения. Например, Вы хотите, чтобы ребенок после школы сперва выполнил домашнее задание, а только потом играл. Тут необходимо дать ему немного свободы в выборе: если он пообещал, что сначала поиграет час, а потом выполнит домашнее задание, то Вам не о чем беспокоиться.
- Проявляйте эмпатию. Для ребенка быть самостоятельным нелегко. Не стоит ругать или наказывать, если у него что-то не получается. Достаточно просто быть рядом, поддерживать и помогать, если ребенок сам просит о помощи.
- Не придавайте большого значения неудачам и ошибкам. Неудачи в жизни всегда будут происходить. И дети будут ошибаться. Здесь главное – не акцентировать внимания на этом. Дайте ребенку знать, что он мог бы сделать что-то лучше. Не вспоминайте о неудаче, не припоминайте при каждом «удобном» случае, ведь это может спровоцировать снижение самооценки ребенка.
- Установите распорядок дня. Наладьте режим, чтобы ребенок знал, что он должен делать в определенный день и в определенное время. Это поможет ему делать все самостоятельно, без Вашего руководства.
- Не забывайте про похвалу. Если ребенок сделал что-то самостоятельно и правильно, без Ваших напоминаний и помощи, похвалите его, скажите, что очень гордитесь им.
Домашнее задание
Для подготовки ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий необходимо пройти несколько этапов. Помните, что у детей это происходит по-разному: кто-то может этому научиться за неделю, а кто-то – за несколько месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и быть готовыми протянуть руку помощи. Во-первых, определите свое отношение к школьным отметкам: главное для Вас – десять баллов любой ценой либо интерес ребенка к познанию и уверенности в своих силах? Во-вторых, отучите себя от привычки исправлять каждую ошибку. Просто попросите остановиться и подумать, возможно, ребенок сам заметит и исправит свой недочет. Но и накапливать ошибки тоже не стоит, ведь это может снизить уверенность ребенка в себе.
Этапы формирования самостоятельности при подготовке домашнего задания:
- Выполнять как можно больше заданий вместе с ребенком. Постарайтесь понять, где пробелы, и помогайте их восполнить.
- Определенную часть работы ребенок выполняет самостоятельно. При ее успешном выполнении оцените ее (поставьте рядом какой-нибудь смайлик, значок). На этом этапе ребенку нужно объяснить, что обращаться за помощью необходимо при конкретных затруднениях, а не на постоянной основе.
- На данном этапе ребенок уже самостоятельно выполняет все задания. Вы находитесь рядом, занимаетесь своими делами, но в любой момент можете прийти на помощь и проверить выполненное. Смысл этого этапа – ребенок должен убедиться, что справляется самостоятельно.
- На этом этапе ребенок также выполняет задания самостоятельно, но уже знает, сколько времени уйдет на подготовку, контролирует себя. В этот момент Вы уже можете отсутствовать дома либо находиться в другой комнате. Смысл этого этапа – ребенок сам старается преодолеть свои трудности.
Aif.by