ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЭКЗАМЕНУ:
Отношение к любому сложному процессу сильно влияет на конечный результат: верим ли мы в себя, насколько сильно волнуемся, знаем ли людей, которые успешно прошли через это же испытание?
Экзамены — серьезное событие в жизни школьников. С одной стороны, экзамены отражают уровень знаний, и их результаты существенно влияют на самооценку. С другой стороны, это не индивидуальное испытание, а массовое — через экзамены проходят почти все подростки в девятых и одиннадцатых классах.
Из-за массовости возникают многие феномены: дети заражаются эмоциями остальных детей, это усиливает волнение.
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
Отношение к учебе складывается не за один день — это длительная история, включающая множество переменных. Зачем ребенок ходит в школу? А как бы он сам ответил на этот вопрос? Есть ли понимание процесса, любопытство и интерес к обучению? Заряженные ли это темы для окружающих, часто ли ребенок ругается с родителями из-за учебы? Все это влияет на учебную мотивацию.
Мотивация — это смысл тех или иных действий, двигатель, энергия. Когда ребенок понимает смысл усилий, зачем совершать то или иное действие — он может настроиться на эту деятельность и быть продуктивным. Мотивация включает в себя также добровольность и желание того или иного изменения в жизни. Например, человек, жаждущий получить должность именно в этой компании, будет вкладываться в процессе тестирования, сможет организовать грамотно подготовку к испытаниям, ради того, чтобы попасть в желаемое место. Так и с подготовкой к экзаменам. Для того, чтобы быть психологически готовым к экзаменам, необходима устойчивая мотивация.
СОЗДАТЬ ТАКУЮ МОТИВАЦИЮ ИСКУССТВЕННО НЕВОЗМОЖНО, НО МОЖНО СФОРМИРОВАТЬ УСЛОВИЯ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ:
1) Объяснить ребенку ясно смысл экзаменов: вместе неоднократно можно разговаривать на эту тему, фиксировать варианты ответов. Важно не останавливаться на поверхностных отмашках из серии: это бессмысленная и ужасная процедура. Включив креативность и настойчивость каждый человек может найти несколько своих персональных смыслов сдачи экзаменов.
2) Найти желания и потребности, которые могут быть удовлетворены за счет успешной сдачи экзаменов: записать, как изменится жизнь подростка после экзаменов, вместе исследовать возможные варианты позитивных изменений.
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
Жизнестойкость — способность человека преодолевать трудности и испытания, сохраняя веру в себя и позитивный образ окружающего мира. С одной стороны, это свойство характера. С другой стороны — это навык, который можно развивать и укреплять. Жизнестойкость связана со стрессоустойчивостью.
Как укрепить устойчивость ребенка? Это история не одного дня, но все же есть некоторые способы, способные обратить внимание подростка в эту сторону.
Можно рассказать истории людей, которые преодолевали трудности, важно рассказывать эти истории максимально честно. Это могут быть реальные случаи из жизни членов семьи или истории про других людей. Для укрепления образа стойкости можно вместе смотреть фильмы про сопротивление опасностям, болезням, обстоятельствам и обсуждать их. Также есть множество книг на эту тему, которые могут поддержать ценность стойкости.
Жизнестойкость поможет ребенку быть морально готовым к экзамену, создать здоровое отношение к экзамену — как к трудности, которую реально преодолеть. Важно помнить, что у тревоги есть коварное свойство: когда уровень ее чрезмерен — продуктивность подготовки заметно снижается. Страх туманит разум и мешает сосредоточиться. Устойчивость к нагрузке и к стрессу помогает сохранить адекватное отношение к происходящему: без лишней паники.
САМООЦЕНКА
Готовность к экзаменам зависит от самооценки. Часто у подростков достаточно хрупкий и изменчивый образ себя, дети этого возраста бывают чрезмерно требовательны к себе, а так же тревожны из-за возможных неудач. Адекватная самооценка — результат зрелости и осознанности.
Что необходимо для создания адекватной самооценки?
1) Знакомство с собой: наблюдать за собой, задумываться о смысле своих действий, ориентироваться в своих возможностях и ограничениях.
2) Вспомнить удачный предшествующий опыт: сохранять надежду на благополучный исход и веру в себя помогают воспоминания о своих сильных сторонах и успехах в прошлом.
3) Поговорить о возможных последствиях неудачи. Иногда подростки думают, что в случае неудачи их ждет полный крах, и образ себя рассыплется на мелкие кусочки. Проговорив эти страхи, можно зафиксировать, что неудачи — естественный спутник любого процесса развития, трудно всегда быть успешным, ошибаться можно.
4) Определить уровень притязаний. Зачастую проблемы с самооценкой формируются из-за чрезмерной требовательности к себе, ребенок может претендовать на роль идеального и безупречного человека, которому любые испытания под силу. Важно, чтобы образ себя был реальным, а требования к себе — посильными.
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В СЛУЧАЕ ПРОБЛЕМ С САМООЦЕНКОЙ?
Первое, что можно сделать – организовать ребенку возможность проявлять себя. Для кого-то это будет успешная игра в футбол, для кого-то – занятие со своей собакой, для кого-то – обучение езды на велосипеде. Вариантов множество. Важно помочь подростку найти дело, в котором он может быть удачен, которое подпитывает его веру в себя или успокаивает.
Как можно поддержать ребенка в период сомнения? Можно ответить на вопрос: «я думаю, у тебя получится удачно сдать экзамены, потому что ты: …» И вписать туда разные умения, навыки, качества ребенка, вспомнить ситуации, когда ребенок уже успешно справлялся с трудностями.
ОТНОШЕНИЯ С БЛИЗКИМИ
Для обеспечения психологической готовности к экзаменам важно сохранить доброжелательный и поддерживающий контакт с ребенком. Экзамены — это психологическое напряжение, нагрузка на ребенка. Для того чтобы выдержать эту нагрузку, детям необходима поддержка. Есть подростки, которым важно проговаривать свои страхи и опасения с родителями. Это успокаивает их и поддерживает. Есть также подростки, которые предпочитают в одиночку обдумывать подготовку, и им легче справиться с волнением самим. То есть родителям важно проявить чуткость и узнать, какой именно способ диалога про экзамены поддерживает ребенка, насколько сильно необходимо расспрашивать ребенка на эту тему. В любом случае, хороший контакт с ребенком – отличное подспорье для подготовки к экзаменам. Важно находить время для общения с подростками в этот период.
Родителям часто самим совсем непросто в предэкзаменационный период. Многие сильно нервничают. Важно научиться самому справляться со своей паникой и не передавать ее ребенку. Иногда это трудно, но хорошо бы как можно реже ругаться в этот период и не наказывать ребенка лишением приятных совместных дел. Хорошие отношения с родителями— это топливо подростка, на котором он может двигаться и справляться с трудностями.
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ
Готовность к экзаменам требует грамотного планирования своего времени. Важно подойти к этой теме заранее, как минимум за год до экзаменов. Рваный темп подготовки, дефицит отдыха, длительное напряжение могут вызвать психическое истощение и демотивировать ребенка. Подростки зачастую плохо умеют планировать свое время, это, в свою очередь, приводит к усилению тревог перед экзаменами.
Как организовать время перед экзаменами, чтобы быть продуктивным и психологически подготовленным?
1) Режим сна: подростки зачастую любят бодрствовать ночью, они могут смотреть сериалы, переписываться с друзьями, отдыхая от напряжения дня. Такая привычка — сильная нагрузка на нервную систему. Для восстановления мозга, для выравнивания состояния нормальный сон необходим. Из-за нехватки сна или из-за неправильной его организации могут возникнуть проблемы с тревожностью, слезливостью, страхом перед экзаменами. Трудно быть морально готовым к экзаменам на фоне дефицита сна.
2) Ровный темп подготовки: навык планирования и распределения нагрузки очень важен. Хорошо, если план составлял сам подросток, чтобы это было его авторство. Бывает так, что ребенок медлит с подготовкой, а потом в последний момент хватается за голову и в суматохе пытается впихнуть в свою голову большой объем знаний. Важно спокойно объяснить, почему так не следует делать. Многие люди не достигли результатов в жизни именно из-за отсутствия способности планировать свою деятельность. Этот навык необходим для продуктивности, для успеха.
3) Тестировать уровень своей энергии. Истощение нервной системы наступает из-за того, что ребенок пропускает момент своей усталости, заставляя себя работать больше, чем следует. Важно обучить подростка понимать свое состояние, замечать признаки усталости.
4) Организация качественного отдыха. Дети любят отдыхать, рассматривая новостную ленту в социальных сетях. При этом, стоит отметить, что желаемого расслабления и отдыха это часто не приносит. После сидения в телефоне начинает кружиться голова, болят глаза и спина. Бывает так, что дети не умеют отдыхать. Не знают, как организовать себе расслабление, как переключиться. Им не приходят в голову варианты, требующие организации: прогуляться или покататься на велосипеде, принять душ, полежать в тишине и темноте для сенсорной разгрузки, послушать расслабляющую музыку. Важно предлагать ребенку различные варианты отдыха, обучить его организовывать отдых для себя.
Подготовка к экзаменам — непростой период в жизни подростка. Для того, чтобы ребенок был психологически готов к экзаменам недостаточно просто сказать ему: не волнуйся. Готовность к ГИА держится на нескольких «китах»: учебной мотивации, стрессоустойчивости, адекватной самооценке, хороших отношениях с близкими и умении грамотно планировать и организовывать свое время. Все эти процессы достаточно объемные и многофакторные. Понимание этих процессов может помочь родителям и педагогам понять, как именно лучше поддержать ребенка в этот период.