Принимать решения, которые напрямую определяют ближайшие годы, непросто даже взрослым. А сделать такой выбор в 15–18 лет ещё труднее.
Нужно ли отговаривать ребёнка от профессии, которую он выбрал сам?
Смотря по каким параметрам он выбрал эту профессию. Важно узнать — не идеализировал ли он для себя эту работу.
Например, если ребёнок захотел стать ветеринаром, потому что любит животных, то стоит выяснить, понимает ли он, что это тяжёлая работа и спасти всех животных ему не удастся. Можно вместе с ним почитать блоги ветеринаров, которые рассказывают о сложностях — не всегда будут попадаться адекватные хозяева животных, врачам приходится видеть много боли и страданий.
Если ребёнок решил стать программистом, только потому что эти специалисты много зарабатывают, то стоит рассказать и о минусах: профессия требует усидчивости, многое предстоит изучать самостоятельно, а ещё — придётся много общаться. Детям кажется, что нужно просто сидеть за компьютером и писать код, а на самом деле — бесконечно обсуждать ТЗ, работать в команде, искать компромиссы.
Важно, чтобы у подростка не произошло эффекта «ожидание vs реальность». Вы как родитель должны помочь ему разобраться во всех аспектах профессии, которую он хочет выбрать. Однако не стоит и нагнетать. Ведь трудности есть в любой профессии, и чрезмерная тревога по поводу будущего вызовет у ребёнка лишь фрустрацию.
Также важно объяснить, что выбор нужно делать на основе не одного критерия, а нескольких. Например, ребёнок говорит, что хочет стать дизайнером, потому что ему нравится рисовать. Но умение рисовать — далеко не единственный навык, который потребуется дизайнеру (а иногда и не главный — например, UX/UI-дизайнеры больше занимаются аналитикой, чем рисованием).
А кроме того, умение рисовать пригодится и в других профессиях — архитектор, декоратор, иллюстратор. В конце концов, может выясниться, что ребёнку интересно не само рисование, а пребывание в творческой атмосфере, и тогда, возможно, стоит учиться на искусствоведа или арт-менеджера. Поэтому лучше расспросите подростка о том, как бы он хотел проводить своё время? Ему нравится кропотливая, сидячая работа? Или, наоборот, не хочется сидеть на месте и нравится работать руками? Он бы хотел много общаться с людьми или свести контакты к минимуму?
Не манипулируйте. «Мы столько лет платили за репетитора по английскому, а теперь ты хочешь стать музыкантом, а не лингвистом?» — такие фразы помогут ребёнку обзавестись только чувством вины за то, что он не оправдал ваших ожиданий. Важно понимать, что все знания для него полезны, и ваши деньги на репетитора в любом случае потрачены не зря. К тому же, если вам кажется, что такой выбор нелогичен, то для ребёнка это может быть вовсе не так. Дайте понять, что вы на его стороне и поддержите в любой ситуации, а кроме того — он имеет право на ошибку. И лучше он попробует и поймёт, что когда-то принял неверное решение, чем после окончания университета будет говорить, что зря потратил пять лет жизни.
Если ребёнок не знает, куда хочет поступать, — что делать?
Главное — не давить. Многие родители попадают в ловушку гендерных стереотипов или навешивают на детей ярлыки гуманитариев и технарей.
Девочкам — на филфак, тем, кто в детстве любил рисовать, — на худграф, мальчикам с нежной любовью к лего — в инженерию. Но детские увлечение и пол — ненадёжные опоры в выборе специальности. Люди растут, интересы меняются, и взросление вводит новые критерии выбора профессии.
Кроме того, разделение на технарей и гуманитариев — ненаучно. Если ребёнку легко давалась литература, а по алгебре у него сплошные двойки, дело может быть не в природной предрасположенности, а, например, в отношениях с учителем.
Итак, решать за ребёнка и поддаваться стереотипам — очевидно не лучшие варианты. Вместо этого попробуйте провести совместное исследование. Часто родители отправляют ребёнка учиться, опираясь на собственные ощущения и знания о профессиях, которые они давно не актуализировали. Например, могут отправить учиться на врача, потому что сами врачи, или на юриста, потому что в городе, где они живут, таких специалистов не хватает. Субъективное ощущение может привести к тому, что человек получит специальность, востребованную в небольших населённых пунктах, что может негативно влиять и на уровень заработка, и на самоощущение.
Выясните, какие профессии существуют и считаются актуальными. Вот топ-5 востребованных по отчёту ВЭФ 2023 «Будущие работы»:
- специалисты по искусственному интеллекту,
- специалисты по машинному обучению,
- специалисты по устойчивому развитию,
- специалисты по информационной безопасности,
- бизнес-аналитики.
Прочтите в профильных блогах, чем конкретно занимаются в этих профессиях, просмотрите кейсы успешных представителей и отзывы о рутине и карьерных перспективах для каждого направления.
Кстати, стоит продумать и план Б — на случай, если не выйдет пройти в выбранные вузы. Само наличие «стратегии отступления» снизит стресс в период забегов по приёмным комиссиям и подачи документов. Можно прибегнуть к помощи карьерных консультантов, прикинуть варианты подработки или курсов.
Вот ещё способы облегчить выбор профессии и этап поступления:
- Составьте список критериев, которым должна соответствовать будущая профессия. Первый — нравится ли она ребёнку.
- Создайте комфортную среду выбора, чтобы ребёнок знал: родители поддерживают любой выбор, верят в его силы и не перестанут любить, если что-то не получится.
- Посмотрите фильмы о поиске себяи изучите полезные ресурсы по теме.
- «Мой фаворит — советский фильм 1986 года „Как стать счастливым“. Рекомендую смотреть всей семьёй.
- Полезным также будет заглянуть в Атлас новых профессий, составленный в „Сколково“, — он расширит границы представлений о профессиях. А любителям чтения стоит познакомиться с „Адаптивностью 2.0“ Агаты Орешкиной — книгой с кучей информации о взрослении, призвании, взрослых ожиданиях».
- Ещё можно пройти профориентационные тесты. Подойдут даже самые простые: они ситуативны и дают почву для размышлений и поисков нужного направления. Если тестов мало — рассмотрите профориентационные курсы.
Ребёнок не хочет поступать в вуз. Как реагировать родителям?
Спокойно. Образовательные стратегии могут быть разными, и одна из них — не получать высшее образование сразу после школы. Вот какие есть альтернативы:
- пойти в колледж;
- выучиться на профильных курсах;
- устроиться на работу;
- взять gap year — путешествовать, подрабатывать, изучать мир и трудовой рынок, чтобы после сделать осознанный карьерный выбор.
Иногда родителям кажется, что если ребёнок не поступил в университет после 11-го класса, то он уже никогда не поступит. Но это далеко не так. Наверняка и среди ваших знакомых есть люди, которые во взрослом возрасте поступали в вуз, потому что того требовал работодатель или человек сам осознавал, что ему пора бы получить высшее образование. Такой подход даже более эффективен: когда человек своим умом и опытом дошёл до того, что ему нужно то или иное образование, то и мотивации окончить учёбу у него будет больше.
Да, учёба в вузе даёт некоторые бонусы:
- расширяет кругозор;
- учит нетворкингу;
- развивает коммуникативные навыки и другие софт-скиллы;
- даёт опыт фундаментального обучения (если студент действительно учится, а не просто отсиживается в лекториях 🙂).
Но есть мнение, что высшее образование переживает некий кризис: сегодня для успешной карьеры диплом — необязательный поинт. В топовых вузах бывают классные программы прикладного обучения, международные стажировки, хорошо организованные практики в реальных компаниях. Всё это даёт опору в виде реального опыта для старта карьеры, но число университетов с подобными возможностями невелико. А прокачать софт-скиллы можно и без длительного студенчества.
В России более 70% людей работают не по специальности. И прежде, чем заставлять ребёнка поступить хоть куда-нибудь ради диплома, ответьте на вопрос: стоит ли тратить пять лет жизни на процесс без ясной цели? Можно инвестировать это время гораздо эффективнее и вернуться к выбору вуза, когда (если) вопрос высшего будет действительно актуален.
Что делать, если после 9-го класса ребёнок не хочет продолжать учиться в школе?
Это тоже нормально, и, возможно, не стоит настаивать. Кандидаты без полного общего среднего образования тоже востребованы на рынке труда. Работодатели заинтересованы в молодых специалистах с прикладными знаниями — а их даёт среднее профессиональное образование.
Поэтому после 9-го класса можно поступить в колледж, если ребёнок определился, что ему интересно. Более того — многие колледжи сотрудничают с вузами, и при необходимости можно затем получить высшее по упрощённой схеме.
Онлайн-курсы могут быть полноценной заменой высшему образованию?
В некоторых профессиях — да. Обойти вузовскую ступень образования не выйдет у тех, кто планирует работать в пищевой промышленности, медицине и юриспруденции, преподавать в школе или колледже, работать архитектором или инженером. И это неполный список.
Но на рынке цифровых профессий и, например, в бьюти-индустрии к дипломам относятся лояльно — рекрутеров и менеджеров больше волнуют навыки и опыт. Получить их на курсах — реально.
Как работает профориентация?
Если вы сами не смогли помочь ребёнку определиться с выбором, ничего страшного: это действительно сложный процесс. Обратитесь к профориентологу.
Профориентация основана на трёх столпах:
- Чего я хочу— какие у меня интересы и сильные стороны, особенности личности и характера, как можно их раскрыть.
- Что я могу— какие навыки и умения я освоил, есть ли у меня полезный в карьере опыт.
- Что надо — мне и рынку труда, какой уровень зарплаты необходим для закрытия базовых потребностей, каким условиям нужно соответствовать, чтобы выйти на этот уровень дохода. И о чём следует подумать, учитывая экономический, политический, социальный контекст.
«Современная профориентация — это поиск потенциала и широты возможностей. Классно, когда человек видит многообразие вариантов, а потом сужает эту воронку до конкретной профессии. И не так важно, где учиться: в любом случае мы освоим более или менее конкретную специальность. Но, помня о спектре собственных возможностей, мы можем реализовывать их по самым разным сценариям».
Skillbox.ru