Родственные профессии
– Воспитатель
– Учитель
– Психолог
– Педагог
– Няня
Сфера профессиональной деятельности
- Наука
- Образование
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога-организатора связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); профессия педагога-организатора связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Описание профессии
Педагог-организатор – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией досуговой деятельности детей в образовательных организациях разных типов.
Основная деятельность педагога-организатора связана с планированием работы детских кружков, секций и объединений, проведением праздников, походов или экскурсий.
К основным обязанностям работника относятся:
– организация культурно-досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, взрослого населения в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общественных организациях, по месту жительства совместно с учреждениями культуры и спорта, другими организациями;
– создание и развитие сети кружков, секций, клубов, любительских объединений, привлечение к этой работе квалифицированных специалистов;
– развитие у обучающихся активности, самостоятельности и инициативы, воспитание в них чувства коллективизма, сплоченности и дружбы;
– оказание методической помощи учителям, классным руководителям, ученикам.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Педагог-организатор должен обладать такими личностными качествами, как: – порядочность;
– высокая ответственность и моральная устойчивость;
– честность;
– способность к сопереживанию;
– аккуратность;
– организованность;
– чувство такта;
– сдержанность;
– бескорыстие.
К профессионально важным качествам педагога-организатора относятся:
– коммуникабельность;
– умение быстро принимать решения;
– организаторские способности;
– практицизм;
– развитая интуиция;
– любовь к детям;
– психологическая устойчивость;
– жизнерадостность;
– знание иностранных языков:
– развитый эстетический вкус;
– высокий уровень культуры;
– активность.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки.
Требования к профессиональной подготовке
Специалист в данной области должен знать:
– основные направления досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования;
– психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования;
– специфику работы с детьми разного возраста, одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями, девиантным поведением;
– технологию разработки сценариев и программ досуговых мероприятий.
Педагог-организатор должен уметь:
– разрабатывать сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
– работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, проявляющими девиантное поведение;
– взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями;
– использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
– вести учебную документацию;
– находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимую для подготовки и проведения различных мероприятий;
– общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержания общения детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении.
Область применения
Профессия педагога-организатора востребована. Могут работать в кружках, домах детского творчества, школах, детских садах, детских лагерях отдыха.
Условия труда
Педагоги-организаторы могут работать самостоятельно или в коллективе из нескольких специалистов.
Бóльшую часть дня они проводят в помещении.
В работе педагоги-организаторы используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальной формы не предусмотрено.
Профессиональные риски
Педагоги-организаторы постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность педагога-организатора связана с высокой степенью ответственности, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией педагога-организатора необходимо среднее профессиональное образование либо высшее образование в области педагогики.
Образовательные учреждения
№ | Название учреждения |
1. | Кемеровский государственный институт культуры |
Карьерный рост
Карьерный рост педагога-организатора связан с накоплением опыта. В зависимости от опыта педагогам присваивается разряд. Может предполагать управленческий путь карьеры. Со временем педагог-организатор может стать руководителем досугового центра.