Утренние сборы в школу со слезами. Домашнее задание — из-под палки. Родители пытаются выучить параграф из учебника вместе с ребенком, объяснить уравнение на пальцах, но тот упорно ничего не понимает. На самом деле причина вовсе не в интеллекте ребенка, а в школе и учителе.
Мотивировать даже самых непоседливых младшеклассников можно, если подойти к процессу творчески. Раскрываем секреты, как выстроить учебный процесс, чтобы ребенок не скучал на уроке и действительно понимал материал.
🏎 Двигаться в своем темпе, без гонки и повторения с отстающими
Недостаток обычной начальной школы — в «уравниловке». Например, ребенок блестяще решает сложные задачи по математике, но ему вместе с остальным классом приходится сотый раз слушать о различии между диаметром и радиусом. Отсюда и беда одаренных детей: недостаток мотивации может привести и к плохим оценкам, и к одиночеству в классе, и даже к депрессии.
И наоборот: если ученик не освоил материал, все равно переходит к следующей теме, не поняв предыдущую. Пока болеешь дома, тяжело вникнуть в новую тему по математике без учителя, а дальнейшие без нее не освоить. Так и запускается цепочка бесконечных «двоек». И никаких индивидуальных особенностей: «дисграфии» и «дислексии» для некоторых учителей не существует, проблемы с письмом и чтением они объясняют просто ленью.
В онлайн-школе Тетрика знают, что самое эффективное обучение — индивидуальное. Здесь нашли путь, чтобы каждый ребенок успевал за программой, восполнил пробелы в знаниях и улучшил оценки в школе:
- над планом для каждого ученика работает не только репетитор, а целая команда методистов;
- учитывается не только уровень знаний, но и цели, комфортный темп, особенности характера;
- программа включает теорию и практику и делится на несколько модулей с небольшими тестами в игровой форме, чтобы оценить прогресс ученика.
Дополнительные занятия по математике, русскому, английскому и окружающему миру помогут нагнать школьную программу и подготовиться к ВПР. Индивидуальный план скорректируют, если какой-то теме нужно уделить больше внимания или можно пораньше перейти к более сложному материалу. С детьми, которым сложно читать или писать, работает логопед-дефектолог.
👩🏼💻 Поддерживать дисциплину без галдежа и наказаний
Как выглядит урок первоклассников? Когда все 20–30 человек в сборе, тут же начинаются крики, смех и баловство: маленьких детей не так просто заставить сидеть спокойно 45 минут. В итоге учитель или смиряется (а ребята на задней парте почти ничего не слышат), или кричит и давит на детей (а такой тон вгонит в стресс не только хулиганов, но и тех, кто сидел спокойно).
Проблема еще и в том, что в этом галдеже застенчивые ребята не смогут вовремя ответить на вопрос педагога или спросить, если что-то непонятно.
В некоторых школах пробуют так называемое 360-градусное обучение, когда парты размещены не рядами, а полукругом: так дети больше взаимодействуют учителем и не отвлекаются. Более доступный в России выход — индивидуальный формат. В Тетрике занятия проходят один на один, но не как с обычным онлайн-репетитором. Здесь своя платформа
- с красивым дизайном,
- стабильной видеосвязью,
- интерактивной доской,
- чатом,
- учебными материалами,
- тренажерами и банком упражнений.
Одной лекции по видеосвязи младшеклассникам недостаточно, и педагоги Тетрики объясняют темы наглядно. Ребятам нравятся большие яркие кнопки, а еще здесь можно рисовать, как на настоящей доске. Пройденные темы ученики повторяют не только по учебнику — в личном кабинете сохраняются видеозаписи занятий.
🖼 Давать свободу творчества и познания без рамок и строгих правил
Что там, в обычной государственной школе?
- Неудобная школьная форма.
- Выход в столовую строем.
- Строгий выговор за синюю прядь волос.
- «Звонок для учителя».
- Туалетные кабинки без дверей (несмотря на все указы и приказы).
- «Карточки чемпиона» за хорошее поведение (реальная практика в одной российской школе!).
А ведь от идеи образования «по принуждению» пробовали отказаться еще в XX веке. Александр Нилл в своей школе Саммерхилл ратовал за свободу личности: дети могли хоть год прогуливать уроки и играть, если не мешали другим. Воспитанники Нилла (среди которых были трудные подростки и даже малолетние преступники) учились по собственному желанию, показывали хорошие результаты, но главное — становились счастливыми детьми с нормальным поведением.
Уроки в Тетрике меньше всего напоминают школьную зубрежку и проходят в игровой форме:
- загадки,
- кроссворды,
- познавательные видео,
- творческие задания с карандашами и спичками.
Здесь используют интерактивные методы, чтобы ребенок погрузился в образовательный процесс и лучше усвоил материал. Ребята не просто заучивают информацию, а развивают практические навыки: поиска и анализа информации, самопрезентации, критического мышления.
🐒 Делать перерывы, а не удерживать за партой часами
Норвежское исследование 2017 года показало, что регулярные физические упражнения во время и после уроков помогают лучше учиться. Сидеть без перерыва за партой в школе — подходит не для всех, и это нормально.
В Тетрике для младшеклассников обязательно делают небольшие перерывы на разминку. Так ребенок не устанет к концу занятия, не начнет капризничать и лучше запомнит пройденное.
📝 Не мотивировать к учебе оценками
В обычной школе ребенка часто мотивирует учиться угроза двоек. И после контрольной знания быстро выветриваются из головы.
Известный психолог Людмила Петрановская призывает родителей относиться к оценкам философски. Если запугивать и ругать ребенка, то это травмирует его психику и ухудшит здоровье — чаще всего так появляются кожные болезни вроде экземы.
В Тетрике никогда не ставят оценки выше интереса учеников к знаниям. На первом месте другие задачи:
- привить любовь к обучению,
- найти и развить способности ученика,
- помочь ему поверить в себя.
Здесь учителю можно задавать любые смешные вопросы — и получить ответ.
В начале и конце каждого раздела (модуля) индивидуального учебного плана школьник проходит тест, но цель тестирования не выставить оценку, как в обычной школе, а понять вместе с родителем и учителем, как ребенок запомнил материал. К домашним заданиям здесь тоже подходят нестандартно: дети работают над мини-проектами, где могут проявить себя творчески.
👨🏽🏫 Сменить выгоревшего преподавателя с устаревшими методиками
В России больше 160 педвузов, но только 10% выпускников приходят работать в школы. Педагогов, которые обожают детей, горят своим предметом и готовы объяснять что-то за рамками школьной программы, не так много. Гораздо больше — классических советских «училок», с устаревшей методикой преподавания и строгими окриками. Родители чаще всего смиряются — ну хоть какие-то знания даст педагог, — но на самом деле не стоит бояться перевести ребенка в другой класс или школу, или, что проще, объединиться с родителями и написать жалобу директору на некомпетентного преподавателя (по закону ее обязаны рассмотреть).
В Тетрике каждый преподаватель начальной школы:
- имеет не менее 5 лет опыта работы с детьми 5–10 лет,
- получил высшее педагогическое или психологическое образование,
- прошел многоэтапное тестирование,
- научился работать с онлайн-платформой.
Каждые несколько занятий учитель готовит подробный отчет для родителей. В школе контролируют отзывы и статистику по тестам, и, если что-то пойдет не так, педагога можно заменить.
📐Помочь со школьными предметами и выйти за рамки программы
Прописи и таблицы, London is the capital of Great Britain. В школе дают важные и нужные знания, но за их пределами много интересного.
Поэтому родители часто ищут репетиторов (по исследованию центра Superjob, так поступает каждая четвертая российская семья) и кружки.
Методисты Тетрики разработали авторские программы развития для дошкольников и младшеклассников:
- «Помощь по основной школьной программе»(математика, русский язык, английский язык, окружающий мир) создана для тех, кто пропустил школьные занятия из-за болезни или не понял тему и не может догнать класс. Педагоги объяснят материал, закрепят пройденное и подготовят к ВПР.
- «Дополнительное развитие школьника»включает работу над ошибками чтения и письма, основы логики и программирования. А еще креативное изучение английского: вместо зазубривания грамматики дети вместе с педагогом поют, играют в игры на английском и знакомятся с английской культурой.
- «Бережная подготовка к школе»для малышей с 5 лет. Дошкольники не только освоят письмо и счет, но и узнают, как правильно общаться со сверстниками, и научатся работать самостоятельно. Подготовленному ребенку будет легче освоиться в 1 классе, новые знания и коллектив не станут для него стрессом.
- «Дополнительное развитие дошкольника».Нескучные занятия развивают логику, память, внимание и эмоциональный интеллект.
Zen.yandex.ru