Родственные профессии

– Эпидемиолог

– Диетолог

– Врачи всех клинических  специализаций

Сфера профессиональной деятельности

  • Здравоохранение
  • Обслуживание

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: «Человек – Человек», потому что    работа проходит в постоянном общении с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.

 

Класс профессии: эвристический. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Описание профессии

Работа врача – гигиениста заключается  в осуществлении контроля  за выполнением предприятиями, организациями, гражданами санитарного законодательства, норм, правил, гигиенических нормативов во всех областях человеческой деятельности. Без разрешения врача-гигиениста не будет осуществлено производство ни одного вида продукции, начиная со сложнейшей машины и заканчивая детской игрушкой, не начнет работать ни одно предприятие, не поступит на полки магазинов ни один товар. Врачи – гигиенисты по коммунальной гигиене охраняют окружающую природную среду, контролируя промышленные выбросы предприятий, выхлопные газы, отходы производства. Под надзором гигиенистов находятся городские водопроводы, сельские колодца, озера и реки, морские прибрежные воды. Они постоянно следят за работой очистных сооружений, производят лабораторные анализы стоков до очистки и после. Врачи-гигиенисты по гигиене питания следят за доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания. Специалисты по гигиене детей и подростков осуществляют надзор за условиями и организацией обучения и воспитания детей в детских садах, школах, санаториях, лагерях отдыха. Проводят экспертизу программ обучения, школьных учебников и детских книг, игрушек и детской одежды. Врачи по гигиене труда осуществляют надзор за обеспечением благоприятных и безопасных условий труда на всех предприятиях контролируют уровень шума и вибрации, вредных веществ в воздухе цехов, температуру воздуха, степень трудовой нагрузки на работающих, соблюдение работодателями трудового законодательства.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам  относятся:

– эмоционально-волевая устойчивость;

– внимательность;

– высокая ответственность;

–  наблюдательность;

–   большой объем долговременной памяти;

–   аналитический ум;

–   развитое практическое мышление;

–   принципиальность.

 

        К личностным качествам относятся:

– коммуникативные способности;

– эмпатия;

– высокая ответственность;

– добросовестность;

– честность;

– терпение;

– отсутствие брезгливости;

– способность быстро принимать решения.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.
  • Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка

Требования к профессиональной подготовке

Гигиенист профилактический должен  знать:

основы гигиены и санитарии;

– анатомию и физиологию человека;

– санитарное законодательство;

– предельно допустимые нормы неблагоприятных воздействий на окружающую среду;

– меры по предупреждению и ликвидации последствий различных видов неблагоприятных воздействий на здоровье человека;

– специфические методы исследования;

– принципы организации и проведения оздоровительных мероприятий.

 

Гигиенист профилактический должен   уметь:

– предвидеть  социальные последствия принятых решений;

– проводить анализ состояния здоровья отдельных социально-возрастных групп населения;

– выявлять причины появления болезней роста , смертности, инвалидизации и трудопотерь;

– диагностировать и оказывать квалифицированную медицинскую помощь взрослым и детям.

 

Область применения

– санитарно-эпидемиологические станции;

– санэпидлаборатории клинических центров;

– предприятия пищевой промышленности;

–  органы  санитарного контроля, в том числе в детских учреждениях;

– санаторно-курортные  и лечебно-профилактических учреждения;

– оздоровительные центры;

– диетологические лечебные, детские и другие учреждения;

– научно-исследовательские учреждения.

Условия труда

Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике) либо работать на выездах, мобильно.

 

Профессиональные риски

– риск инфицирования;

– физически неприятная работа(выращивание микробов в чашках Петри, обходы мест с антисанитарными условиями и пр.);

– вегетососудистая дистония;

– нервное истощение;

–  аллергические реакции;

– последствия перенесённых инфекций.

 Требуемое профессиональное образования

Необходимо получение высшего образования  (врач-эпидемиолог, врач-гигиенист) – медико-профилактические факультеты медицинские вузов (институтов, академий, университетов), а также медико-биологические и медицинские факультеты академических университетов, имеющие отделения либо кафедры санитарной (гигиенической, профилактической) медицины.

Образовательные учреждения

Название учреждения
1. Кузбасский медицинский колледж

Карьерный рост

Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает опыт работы.

Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.