Родственные профессии

инженер-технолог;

— инженер-механик.

Сфера профессиональной деятельности

— пищевое производство;

—  химическое производство;

— металлургия;

— деревообрабатывающее полиграфическое производство;

— лёгкая промышленность;

— нефтепереработка.

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда:  профессия технолога относится к типу «Человек – Техника», ориентирована на создание, конструирование, наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами.

Класс профессии: относится к классу эвристических (творческих), она связана с анализом, исследованиями и испытаниями.

Дополнительный тип профессии «Человек — Знаковая система», поскольку связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами.

Описание профессии

Технолог занимается внедрением и выстраиванием производственных процессов на предприятии, следит за качеством продукции, подбирает сырье, технологии и оборудование при запуске новых продуктов, оформляет техническую документацию. Вместе с экономистами работает над снижением издержек и повышением эффективности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам  технолога относятся:

 

— организаторские способности;

— интерес к исследовательской деятельности в области производства;

— аналитические способности;

— самостоятельность;

— склонность к работе с информацией;

— склонность к работе с техникой;

— развитые логические способности;

— способность к концентрации внимания;

— математические способности.

 

Технолог должен обладать следующими личностными   качествами:

— хорошая  память;

— ярко выраженные творческие способности;

— эстетический вкус;

— коммуникабельность;

— требовательность;

— умение быстро и креативно мыслить.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.

Требования к профессиональной подготовке

Технолог должен знать:

— типовые технологические процессы и режимы производства;

— технологический процесс производства продукции на своем предприятии;

— перспективы технического развития предприятия;

— стандарты и технические условия;

— свойства и назначение обрабатываемых материалов и полуфабрикатов;

— конструкцию изделий или состав производимого продукта;

— системы и методы проектирования технологических процессов и режимов производства;

— методы испытания и технические требования, предъявляемые к качеству продукции;

— основы систем автоматизированного проектирования;

— нормативные и методические материалы по технологической подготовке производства;

— экономические показатели лучших отечественных и зарубежных аналоговых технологий;

— виды брака и способы его предупреждения;

— основы организации труда (охрана труда, техника безопасности, производственная санитария и противопожарная защита) при проектировании технологических процессов.

 

Технолог должен уметь:

— проектировать технологические линии;

— анализировать, обобщать и систематизировать большие массивы информации, связанные с технологическими процессами и режимами производства;

— представлять «в уме» отдельные стадии технологического процесса, их особенности;

— планировать размещение оборудования, техники и организацию рабочих мест;

— производить расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;

— работать с технической документацией.

Область применения

— на производстве (в пищевой и непищевой промышленности);

— в строительстве (обеспечение безопасности объектов и систем);

— на предприятиях по добыче и переработке природного сырья;

— в специализированных лабораториях научно-исследовательских институтов;

— в технологических лабораториях (разработка новых производственных продуктов);

— на сложных и опасных технических системах (АЭС) и военных объектах;

— в арбитражной лаборатории.

Условия труда

Технолог работает в помещении с соответствующим микроклиматом (например, на пищевом производстве). Повышенные гигиенические требования, обязательное ношение спецодежды. Работа относительно спокойная, преимущественно сидя за рабочим столом, при этом ответственная, требует интеллектуальных усилий.
Технолог использует в работе специальное оборудование и инструменты.

Профессиональные риски

Существует риск травматизма: в условиях производственных цехов можно получить ушибы или переломы. Негативно влияют на организм человека шумы и вибрация, исходящие от работающих механизмов.

 

 Требуемое профессиональное образования

Для того чтобы работать по профессии технолога, достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в профессиональной образовательной организации.

Образовательные учреждения

Название учреждения
1.

Карьерный рост

Обычно технолог — это человек с инженерным образованием в той отрасли, в которой работает его предприятие. Существует возможность получения  руководящей должности, при наличии большого опыта  работы, особенно над созданием новых технологий производства.