Родственные профессии
— Каменщик
— Монтажник
— Штукатур
— Бетонщик
— Плотник
— Плиточник
Сфера профессиональной деятельности
Строители работают в сфере строительства. Их рабочим местом могут быть любые строящиеся объекты: производственные предприятия, дорожно-транспортные предприятия (железные дороги, автодороги), добывающие предприятия (электростанции, газо- и нефтепроводы), офисные и жилые здания, мосты, военные объекты, метрострой.
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда:
Профессия строителя относится к типу «Человек-Техника», она ориентирована на проектирование, монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических объектов, управление техническими устройствами. В этой профессии необходимы высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
Класс профессии:
Профессия строителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с анализом, испытаниями, конструированием и проектированием. Такая профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.
Дополнительный тип профессии:
Дополнительные типы профессии «Человек-Знак» (поскольку связана с работой со знаковой информацией: цифрами, таблицами, чертежами, схемами, для эффективного выполнения которой требуются развитое внимание и усидчивость) и «Человек-Человек» (связана с работой с людьми, для эффективного выполнения которой необходимы развитые коммуникативные навыки).
Описание профессии
Занимается непосредственно процессом строительства. В его сферу деятельности входит обработка материалов и непосредственно само строительство с соблюдением всех норм и правил.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам относятся:
— широкий кругозор в области строительства;
— технический склад ума;
— пространственное мышление;
— доминирующая склонность к работе с техникой;
— выраженная способность к концентрации внимания;
— развитые логические способности;
— хороший глазомер;
— математические способности;
— физическая выносливость;
— эмоциональная устойчивость.
К личностным качествам относятся:
— хорошая моральная и физическая подготовка;
— внимательность, умение сосредоточиться;
— хорошее зрение, цветовое восприятие;
— терпение;
— исполнительность;
— аккуратность;
— трудолюбие;
— настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело.
Медицинские противопоказания
— врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем;
— заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
— нарколепсия и катаплексия, эпилепсия;
— психические заболевания с тяжелыми проявлениями;
— алкоголизм, токсикомания, наркомания;
— болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции;
— активные формы туберкулеза любой локализации;
— осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с развитием осложнений;
— хронические гепатиты, циррозы печени;
— хронические болезни почек и мочевыводящих путей;
— злокачественные новообразования любой локализации (рак);
— хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхолегочной системы, искривления носовой перегородки, препятствующие носовому дыханию;
— хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, дерматит;
— хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
— невропатии, радикулопатии и другие хронические заболевания периферической нервной системы;
— заболевания скелетно-мышечной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год;
— нарушение периферического кровообращения конечностей (стеноз сосудов нижних конечностей, спазмы сосудов пальцев кисти — болезнь Рейно), варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит;
— хроническая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, стенокардия;
— миопия высокой степени или осложненная близорукость, ограничение поля зрения более чем 20°; неизлечимое слезотечение;
— нарушения функции вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм;
— грыжи, препятствующие работе и имеющие наклонность к ущемлению;
— дисциркуляторная энцефалопатия;
— стойкое понижение слуха;
— общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата;
— аллергические заболевания.
Требования к профессиональной подготовке
Строитель должен знать:
— сопротивление материалов;
— строительную и теоретическую механику;
— технологию строительного производства;
— способы соединения материалов;
— методы расчета, конструирования и контроля качества строительных конструкций;
— правила подготовки деталей и узлов для технологического процесса;
— технические требования к качеству соединений и причины возникновения напряженностей и деформаций в соединениях строительных элементов;
— меры предупреждения брака и пути его устранения;
Строитель должен уметь:
— правильно, понятно ставить задачи подчиненным и контролировать их работу;
— мотивировать строителей на выполнение работы по строительству объекта в определенные сроки;
— контролировать соблюдение техники безопасности;
— правильно выбирать нужные технологии соединения строительных материалов;
— производить приемку строительных соединений.
Область применения
— производственные предприятия;
— дорожно-транспортные предприятия (железные дороги, автодороги);
— добывающие предприятия (электростанции, газо- и нефтепроводы);
— офисные и жилые здания;
— мосты;
— военные объекты;
— метрострой.
Условия труда
Большую часть времени строитель работает непосредственно на стройке, на открытом воздухе. Его работа часто связана с мобильностью и эмоциональным напряжением, происходит в тесном общении с другими участниками стройки. Темп работы напряженный. Во время стройки используются специальные строительные приспособления (строительные леса, лестницы, люльки).
Из особых условий работы следует отметить высокую материальную и моральную ответственность строителя. Он сам принимает решения и руководит другими участниками стройки в рамках задач, поставленных перед ним вышестоящим руководителем.
Профессиональные риски
Профессиональные риски травмирования связаны со спецификой работы, включая высотные виды работ (падение с крыш, строительных лесов, лестниц и т.д.), земляные работы (обрушение траншей, эксплуатация землеройно-транспортных машин), применение подъемных механизмов (кранов и строительных лебедок), использование электрооборудования и ручных инструментов, а также транспортных средств на строительной площадке.
Строители также подвержены воздействию ряда факторов риска для здоровья, включая воздействие опасных веществ (таких как асбестосодержащая пыль, кварц и другие опасные вещества), перемещение вручную тяжелых и громоздких грузов, воздействие высокого уровня шума и вибрации (как от ручных инструментов, так и от крупных машин). Боль в спине и другие мышечные травмы от поднятия тяжелых грузов составляют значительную долю производственного травматизма в этой отрасли промышленности.
Требуемое профессиональное образования
Получить строительные специальности можно в профессиональных образовательных организациях. В некоторых случаях достаточно обучения на краткосрочных курсах или непосредственно на рабочем месте.
Возможно получение высшего образования, например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Архитектура», «Строительство», «Строительство уникальных зданий и сооружений».
Образовательные учреждения
Карьерный рост
Перспектива — стать руководителем (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги.