Родственные профессии

– Бренд-менеджер
– Менеджер PR
– Продакт-менеджер
– Трейд-менеджер
– Менеджер по рекламе

Сфера профессиональной деятельности

  • Управление
  • Финансы
  • Экономика

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Знак» (связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, таблицами, расчетами). В ней требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
  2. «Человек – Человек» (ориентирована на общение и взаимодействие с людьми). В ней требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность.
  • Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия маркетолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.
  • Тип профессии по условиям труда: в помещениях, в «комнатных» условиях.

Описание профессии

Маркетолог – специалист, анализирующий спрос и предложение на рынке товаров и услуг и разрабатывающий рекомендации по планированию и повышению эффективности деятельности предприятия.

Специалист – маркетолог на крупном предприятии выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Они могут включать в себя отслеживание цен на продаваемую продукцию, анализ ее конкурентоспособности, сбор

информации о текущем состоянии рынка, поиск и анализ данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах. В задачу маркетолога входит исследование рынков сбыта определенного вида продукции, примерное определение емкости этого рынка, анализ покупательной способности различных регионов и групп населения, определение приоритетных направлений работы на рынке.

Маркетолог может заниматься ценообразованием, определением целевых сегментов и позиционированием продукта. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга способен вести анализ инвестиционных проектов, разработку бизнес-планов.

Перечень обязанностей маркетолога:

  • анализ рынка, изучение сходных продуктов, торговых марок, конкурентов;
  • подготовка проектов по продвижению и реализации продукции;
  • проведение опросов по продвигаемому продукту;
  • проведение рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции;
  • формирование определенного имиджа продукта на рынке, и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам маркетолога относятся:

  • высокий уровень математических способностей;
  • способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
  • концентрация, устойчивость и способность переключать внимание;
  • хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере);
  • хорошее знание английского языка;
  • творческие способности.

Маркетолог должен обладать такими личностными качествами, как:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • настойчивость;
  • ответственность;
  • педантизм в работе;
  • честность;
  • аккуратность;
  • справедливость;
  • целеустремленность;
  • настойчивость.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз.

Требования к профессиональной подготовке

Специалист в области маркетинга должен хорошо знать:

  • сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;
  • финансирование и денежно-кредитную политику;
  • финансовое планирование и методы финансового контроля;
  • основные положения налогового законодательства;
  • функции и классификацию налогов, организацию налоговой службы;
  • методику расчета основных видов налогов;
  • составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
  • средства удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров;
  • маркетинговые коммуникации и их характеристику;
  • методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
  • конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
  • этапы маркетинговых исследований, их результат;
  • управление маркетингом.

Маркетолог должен уметь:

  • составлять финансовые документы и отчеты;
  • осуществлять денежные расчеты;
  • применять нормативно-правовые акты в области налогообложения;
  • рассчитывать основные налоги;
  • анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;
  • применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
  • обеспечивать продвижение товаров и их распределение через каналы сбыта с использованием маркетинговых коммуникаций;
  • проводить маркетинговые исследования рынка;
  • оценивать конкурентоспособность товаров.

Область применения

Маркетологи необходимы на всех предприятиях, занимающихся производством и торговлей товарами. Маркетинговые отделы есть в банках, промышленных холдингах, торговых фирмах. Специалисты в области маркетинга могут работать в специализированных консалтинговых компаниях, которые оказывают услуги по проведению маркетинговых исследований.

Условия труда

Маркетолог может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, хотя работа маркетолога может быть и достаточно подвижной, насыщенной командировками, разъездами или деловыми встречами.

Маркетолог вполне самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.

Профессиональные риски

Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Долговременная работа с компьютером может привести к нарушениям зрения. Кроме того, работа в постоянном напряжении, стрессовой ситуации часто становится причиной неврозов и депрессии.

 Требуемое профессиональное образования

Как правило, профессию маркетолога можно получить в образовательных организациях высшего образования.

Профессию маркетолога может освоить и специалист, имеющий опыт работы в профильной деятельности – продажах, коммерции, рекламе, экономики. Но получение специальных знаний в области маркетинга все-таки необходимо.

Карьерный рост

Карьерный рост маркетолога связан с повышением квалификации на предприятии или в системе непрерывного профессионального образования. Знание иностранного языка и международных стандартов, новых версий компьютерных программ увеличивают шансы построить успешную карьеру.

Можно рассматривать управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, получает повышение до должности руководителя маркетингового отдела либо заместителя директора по маркетингу.