Родственные профессии

Дизайнер интерьера, реставратор, оформитель, художник, конструктор

Сфера профессиональной деятельности

  • Культура
  • Искусство
  • Строительство

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Художественный образ» (ориентирована на работу по созданию, проектированию, моделированию пространства, строительных конструкций).
  2. «Человек – Знак» (работа архитектора также связана с различной знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами).
  • Класс профессии: эвристический (творческий). По характеру труда профессия архитектора связана с конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Описание профессии

Архитектор – специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, разработку объемно-планировочных и интерьерных решений.

Основные виды деятельности архитектора связаны с проектированием, расчетом конструкций, разработкой планов зданий, фасадов и внутренних пространств. Проектирование систем расселения человека: городов, районов, ансамблей, площадей, жилых и промышленных зданий, сооружений, садово-парковых объектов и др., разработка проектов реставрации архитектурных памятников, интерьеров зданий и отдельных помещений, проведение исследований, связанных с проектным решением, осуществление авторского надзора за строительством – всё это является содержанием деятельности архитектора.

К основным обязанностям архитектора относятся:

  • разработка творческих проектных решений, выполнение проектной и проектно-строительной документации;
  • участие в проведении прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных);
  • визуализация и презентация проектных решений, участие в защите проектных материалов перед заказчиком и общественностью;
  • участие в координации деятельности специалистов и участников проектного процесса;
  • участие в администрировании проектной деятельности;
  • участие в проведении оценки и экспертиз проектных решений и построенных объектов;
  • участие в программах архитектурного образования, в популяризации архитектуры в обществе.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам архитектора относятся:

  • способность к конструированию и проектированию;
  • навыки черчения;
  • способность к цветовому восприятию;
  • развитое абстрактное мышление;
  • чувство вкуса, гармонии и симметрии;
  • развитые творческие и художественные способности, глазомер (линейный, угловой, объемный);
  • способность концентрировать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • способность к созданию образа по словесному описанию и к переводу образа в словесное описание;
  • интуитивное мышление;
  • развитая зрительная и тактильная память;
  • развитый эстетический и художественный вкус;
  • способность к восприятию пространственного соотношения предметов.

Архитектор должен обладать следующими личностными качествами:

  • усидчивость;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • старательность.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше.
  • Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
  • Хронические аллергические заболевания органов дыхания и кожи.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени; боязнь высоты; нарушение функций вестибулярного аппарата; тремор рук.
  • Хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
  • Глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
    значительное снижение зрительной и слуховой чувствительности; некорректируемое снижение остроты зрения; нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Архитектор должен хорошо знать:

  • основы архитектурной композиции;
  • закономерности визуального восприятия;
  • содержание и источники предпроектной информации, методы ее сбора и анализа;
  • систему проектной и рабочей документации для строительства, основные требования к ней;
  • правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей;
  • свойства материалов и конструкций;
  • основы технологии возведения зданий и организации строительного производства;
  • теории и методы экономической оценки и контроля стоимости архитектурных решений и строительства;
  • основные системы инженерного обеспечения зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций;
  • основные системы транспорта, связи, обслуживания и безопасности;
  • методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства;
  • тенденции развития современных строительных материалов, конструкций и технологий.

Архитектор должен уметь:

  • разрабатывать архитектурные проекты на всех стадиях согласно основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;
  • инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе;
  • проводить всеобъемлющий анализ и оценку здания, комплекса зданий или фрагментов искусственной среды обитания;
  • грамотно представлять архитектурный замысел, идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики;
  • участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;
  • оказывать профессиональные услуги в разных организационных формах;
  • координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе;
  • осуществлять авторский надзор за строительством проектных объектов.

Область применения

Архитекторы могут работать в проектных институтах, научно-исследовательских институтах, архитектурно-строительных компаниях, дизайнерских студиях и бюро; архитектурных мастерских, студиях, органах государственной власти (территориальные управления по архитектуре и градостроительству). Кроме того, эти специалистов востребованы в архитектурных мастерских и студиях, реставрационных мастерских, мебельных магазинах и салонах. Образовательные организации могут приглашать архитекторов в качестве преподавателя.
Часто архитекторы работают самостоятельно, выполняя частные заказы.

Условия труда

Архитекторы могут работать как самостоятельно (специалист, выполняющий частные заказы), так и в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они работают в помещениях. Несколько раз в неделю возможны выезды на проектируемые объекты с целью осуществления авторского надзора за ходом работ.

Рабочая поза — преимущественно сидя, изредка стоя. В работе архитектор использует ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Специальной формы не предусмотрено; при работе на объектах строительства используются средства индивидуальной защиты (каска).

Профессиональные риски

Основная рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны такие профессиональные заболевания, как боли в спине и шее.

При осуществлении авторского надзора архитекторы посещают строительные площадки. В связи с этим возможны травмы, заболевания дыхательных путей (отравление строительной пылью).

 Требуемое профессиональное образования

Получить профессию архитектора можно в образовательных организациях высшего образования (специальность «Архитектура» и смежные с ней).

Образовательные учреждения

Название учреждения
1.

Карьерный рост

Возможные пути развития архитектора как специалиста:

Специализация, повышение квалификации

Карьерные перспективы для архитектора связаны с уровнем тех проектов, над которыми он работает. При оценке послужного списка архитектора особенно важны те из объектов, в проектировании которых он участвовал, и они действительно построены.

Освоение смежных областей

Профессиональный архитектор может осваивать смежные специализации, такие как: реставратор, дизайнер, инженер-строитель, инженер-конструктор.

Организация собственного дела, управленческая карьера

После получения опыта работы в крупных архитектурных бюро у специалиста открываются широкие перспективы в плане создания собственного дела.

В данном случае человек может начать руководить группой архитекторов, вести проекты по разработке, возглавить компанию, архитектурное бюро и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Научная карьера

Профессия архитектора может предполагать научный путь развития. В данном случае человек может заниматься научной деятельностью в области архитектуры, истории архитектуры, реставрации, теории градостроительства и т.п.