Родственные профессии

Инженер по поддержке оборудования, системный администратор, специалист по системной интеграции, веб-мастер

Сфера профессиональной деятельности

  • Информационные технологии
  • Безопасность
  • Промышленность

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Знак» (связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, расчетами).
  2. «Человек — Техника» (ориентирована на эксплуатацию технических устройств).
  • Класс профессии: эвристический (творческий). Работа связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Описание профессии

Администратор баз данных или Database Administrator (DBA) – это специалист в сфере информационных технологий, отвечающий за проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение баз данных.
Профессиональные задачи администратора баз данных могут незначительно различаться в зависимости от вида применяемой системы управления базами данных, но в основные задачи входит:

  • проектирование базы данных;
  • оптимизация производительности базы данных;
  • обеспечение и контроль доступа к базе данных;
  • обеспечение безопасности в базе данных;
  • резервирование и восстановление базы данных;
  • обеспечение целостности баз данных.

В основные обязанности администратора баз данных входит:

  • установка и настройка прикладного программного обеспечения для администрирования систем управления базами данных;
  • управление программным обеспечением систем управления базами данных;
  • установка и настройка серверного программного обеспечения систем управления базами данных;
  • управление уровнями доступа к объектам базы данных;
  • управление учетными записями пользователей;
  • обеспечение бесперебойной работы системы управления базой данных;
  • ликвидация сбоев в работе систем управления базами данных;
  • мониторинг систем управления базами данных;
  • выполнение регламентных процедур по резервному копированию, архивированию и восстановлению баз данных;
  • миграция или установка программ из тестовой конфигурации базы данных в рабочую конфигурацию;
  • обеспечение перехода на новую версию системы управления базой данных.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Профессионально важные качества администратора баз данных:

  • эмоционально-психическая устойчивость;
  • высокая помехоустойчивость;
  • хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания;
  • хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
  • способность к самоконтролю;
  • высокий уровень математических (счетных) способностей;
  • способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
  • способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности;
  • способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой;
  • способность запоминания больших объемов информации;
  • способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности.

Администратор баз данных должен обладать следующими личностными качествами:

  • усидчивость;
  • терпеливость;
  • настойчивость;
  • обязательность;
  • «педантизм» в работе;
  • ответственность;
  • аккуратность.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Администратор баз данных должен знать:

  • технологию проектирования баз данных;
    организацию структур баз данных;
    языки программирования и программное обеспечение;
    компьютерную технику, принципы ее внедрения и эксплуатации, алгоритмы ее работы;
    особенности использования технологии «Клиент – Сервер» при создании прикладных программ и баз данных;
    характеристики и особенности эксплуатации локальных вычислительных сетей различных типов;
    приемы и методы работы в глобальной вычислительной сети;
    методы программной защиты информации;
    основные положения действующей нормативной документации;
    основы организации деятельности промышленного предприятия (организации) и управления им;
    технологию механизированной обработки информации;
    виды технических носителей информации;
    методы классификации и кодирования информации;
    действующие стандарты, системы счислений, шифров и кодов;
    передовой отечественный и зарубежный опыт программирования и использования вычислительной техники.

Администратор баз данных должен уметь:

  • выполнять регламентные процедуры по резервному копированию, архивированию и восстановлению баз данных;
    управлять учетными записями пользователей;
    устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение для администрирования систем управления базами данных;
    протоколировать работу систем управления базами данных;
    подготавливать отчеты о функционировании систем управления базами данных;
    вести эксплуатационную и технологическую документацию;
    устанавливать и настраивать серверное программное обеспечение систем управления базами данных.

Область применения

Администраторы баз данных востребованы в следующих областях:

  • в компаниях, специализирующихся на организационно-техническом и информационном обеспечении деятельности различных государственных и негосударственных структур;
  • в коммерческих банках;
  • в транспортных компаниях;
  • в компаниях, реализующих медицинские услуги;
  • в крупных торговых оптовых и розничных компаниях;
  • в организациях, специализирующихся на сделках с недвижимостью;
  • в полиграфическом производстве;
  • в фармацевтической промышленности в области разработки и производства современных лекарственных средств;
  • в компаниях-операторах медиарекламного рынка;
  • в компаниях, специализирующихся на разработке инновационных технологий;
  • в образовательных организациях.

Условия труда

Администратор баз данных может работать как самостоятельно, так и в коллективе из нескольких специалистов. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием современных компьютерных средств и средств связи. На персональном компьютере сотрудника должны быть установлены специальные программы, с помощью которых реализуется деятельность.

Профессиональные риски

Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером способна вызвать заболевания зрительной системы.

 Требуемое профессиональное образования

Для успешной деятельности администратора баз данных требуется среднее профессиональное образование. Предпочтительно высшее техническое образование по специальностям: «Компьютерная безопасность», «Организация и технология защиты информации», «Комплексная защита объектов информатизации», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Прикладная информатика (по областям)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы», «Прикладная математика» и др.

Образовательные учреждения

Название учреждения
1.

Карьерный рост

Перспектива карьерного роста администратора баз данных зависит от профессионализма сотрудника и опыта работы. Верх карьерного роста специалиста – руководитель проекта или направления в области баз данных.

При наличии свидетельства о повышении квалификации об окончании авторизированных курсов, например ORACLE, специалист может претендовать на должность руководителя, начальника отдела по информационной безопасности и аналитической деятельности. В современных условиях часто администраторы баз данных работают в режиме «фриланса», выполняя заказы различных компаний на договорной основе.

Кроме того, обширны области приобретения знаний и навыков по смежным профессиям в сфере современных информационных технологий, прикладной информатики и математики. В системе высшего образования востребованы преподаватели по дисциплине «Базы данных». Кроме того, специалист может посвятить себя научной деятельности.