Родственные профессии

– Оператор call-центра
– Оператор связи
– Логист
– Диспетчер железнодорожного транспорта
– Контролёр технологического процесса
– Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок
– Диспетчер управления воздушным движением

Сфера профессиональной деятельности

  • Обслуживание
  • Транспорт
  • Техника

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Человек» (ориентирована на общение и взаимодействие с людьми).
  2. «Человек – Техника» (работа диспетчера часто связана с эксплуатацией различных технических устройств).
  • Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия диспетчера подразумевает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Описание профессии

Диспетчер – специалист, осуществляющий регулирование производственных процессов на предприятии. Основные виды деятельности диспетчера связаны с координацией действий между сотрудниками предприятия в ходе производственного процесса. Диспетчеры могут регулировать учебный процесс в образовательных учреждениях, транспортные перевозки, производство, процесс поступления информации в органы государственной власти и правопорядка.

К основным обязанностям диспетчера относятся:

  • оперативное регулирование с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи хода производства и других видов основной деятельности предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями;
  • контроль обеспеченности подразделений предприятия необходимыми материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами;
  • обеспечение соблюдения установленных норм заделов на участках и в цехах;
  • принятие мер по предупреждению и устранению нарушений технологии производства с привлечением при необходимости соответствующих служб предприятия;
  • ведение диспетчерского журнала, составление отчетов и другой технической документации о ходе производства.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам диспетчера относятся:

  • острота зрения;
  • острота слуха;
  • линейный, угловой, объемный глазомер;
  • слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы);
  • динамический глазомер (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
  • способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
  • цветовое восприятие;
  • избирательность внимания;
  • развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
  • помехоустойчивость внимания;
  • ассоциативность мышления;
  • хорошее общее физическое развитие — выносливость, координированность, сила, быстрота.

Диспетчер должен обладать такими личностными качествами, как:

  • способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач;
  • способность планировать свою деятельность во времени;
  • ответственность;
  • предусмотрительность;
  • пунктуальность, педантичность.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Диспетчер должен хорошо знать:

  • технологии и приемы ведения переговоров;
  • методы тайм-менеджмента;
  • нормативно-правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования и оперативного управления производством;
  • организацию производственного планирования на предприятии;
  • производственные мощности предприятия и его подразделений;
  • специализацию подразделений предприятия и производственные связи между ними;
  • номенклатуру выпускаемой продукции и (или) виды выполняемых работ (услуг);
  • организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
  • основы технологии производства продукции (услуг) предприятия; технические требования, предъявляемые к продукции предприятия;
  • организацию оперативного учета хода производства и сдачи готовой продукции;
  • средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

Диспетчер должен уметь:

  • регулировать производственные процессы на предприятии;
  • координировать действия исполнителей;
  • вести деловые переговоры и деловую переписку;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • использовать в работе персональный компьютер и современные средства связи;
  • работать с базами данных и создавать их;
  • осуществлять маршрутизацию грузопотоков;
  • устанавливать и поддерживать деловые отношения с клиентами и коллегами.

Область применения

На сегодняшний день профессия диспетчера является достаточно востребованной. Специалисты данного профиля необходимы в телекоммуникационных холдингах, транспортно-логистических компаниях, оказывающих услуги по грузоперевозкам, аэропортах, пожарных службах, полиции, службах такси, на производственных предприятиях любой формы собственности, в органах государственной власти и охраны общественного правопорядка, в системе жилищно-коммунального хозяйства, образовательных организациях, транспортных предприятиях, в крупных девелоперских компаниях, специализирующихся на строительстве, на предприятиях оптовой торговли.

Условия труда

Диспетчеры работают, как правило, в коллективе из нескольких специалистов. Проводят рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя. Диспетчер может работать и по удаленной схеме, дома.

Рабочие места сотрудников диспетчерской службы оборудованы персональными компьютерами, синтезаторами речи и профессиональными телефонными гарнитурами. Диспетчеры должны придерживаться официально-делового стиля одежды. Специальной формы не предусмотрено.

Профессиональные риски

Рабочая поза диспетчера – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, вызывающие боли в спине и шее. Кроме того, работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может вызывать неврозы и депрессии. Работа с компьютером может привести к возникновению заболеваний зрительной системы.

 Требуемое профессиональное образования

Профессиональное образование для овладения специальностью не обязательно. Как правило, требуются специалисты, получившие образование не ниже среднего профессионального по профилю работы предприятия.

Карьерный рост

Карьерный рост диспетчера может быть связан с получением высшего образования по профилю компании. Диспетчер лучше всех знает производственные процессы предприятия и поэтому легко сможет управлять определенными производственными циклами в должности менеджера или руководителя подразделения.